Московское академическое художественное училище (бывшее памяти 1905 года) - одно из старейших художественных учебных заведений Российской Федерации - в 2025 году отмечает своё столетие. Его заслуги в развитии отечественного изобразительного искусства трудно переоценить. С именем училища связаны имена выдающихся художников и педагогов современности, которые воспитали целую плеяду талантливых и прославленных мастеров российского искусства.
За 100-летнюю деятельность училище выпустило более 5000 студентов, многие из которых стали известными художниками: станковистами, монументалистами, графиками, реставраторами, художниками театра и кино, иллюстраторами, дизайнерами и скульпторами. Среди них выдающиеся деятели российской культуры: Народные и Заслуженные художники, члены Российской Академии художеств, Лауреаты Государственных премий – Д.К. Мочальский, Ю.П. Кугач, В.С. Иванов, А.П. Васильев, Н.К. Соломин, В.Е. Цигаль, О.К. Комов, Л.А. Соколова, В.Н. Забелин, Д.А. Косьмин, Б.А. Успенский, М.М. Курилко-Рюмин, А.В. Кузнецов, С.Б. Бенедиктов, А.А.Любавин, В.В. Архипов и многие другие. По последним, но не окончательным, подсчётам среди выпускников училища разных лет:
Народных художников – 39 человек;
Заслуженных художников – 110 человек;
Заслуженных деятелей искусств – 23 человека;
Заслуженных работников культуры – 20 человек;
Членов Российской академии художеств (вице-президент, академики, члены-корреспонденты, почётные академики) – 41 человек;
Лауреатов Государственных премий – 5 человек.
Условием существования любой художественной школы является искреннее служение искусству, преемственность и передача традиций. Изначально основанный выпускниками Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища Е.Н.Якубом и С.А. Матвеевым Изотехникум памяти восстания 1905 года принял в свой преподавательский состав выпускников Московского училища живописи, ваяния и зодчества В.Н Бакшеева, Н.П. Крымова, П.И. Петровичева, А.М. Герасимова, выпускников ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) А.Н. Чиркова, В.А. Шестакова, Я.Д. Ромаса, Е.Д. Седову, М.В. Добросердова. Также в училище преподавали В.А. Фаворский, К.Н. Истомин, Н.М. Чернышев, Г.Г. Ряжский, М.М. Булгакова, А.М. Дубинчик, О.А. Авсиян. Их ученики, закончив институты, чаще всего МГХИ им. В.И. Сурикова и МВХПУ (б.Строгановское), возвращались преподавать в родное Училище. Среди них В.И. Пастухов, Б.Н. Малинковский, Н.Д. Быканова, С.Г. Стручков, И.И. Киселенко, А..М. Шелегеда, С.И. Середина, Е.В. Михайлова, Н.В. Пархоменко.
Методика преподавания в училище сформировалась далеко не сразу. Свою лепту внесли многие художники и педагоги.
Петровичев Петр Иванович (1874-1947), преподавал в Училище с 1935 по 1942 год. Из статьи М.В. Куинджи (искусствоведа, художника, выпускницы Училища 1980 года) «Пётр Иванович Петровичев – художник и педагог»:
«Относительно недолго проработав в училище, Пётр Иванович, тем не менее, внёс существенный вклад в систему преподавания в МОХУ. Не будучи ни теоретиком, ни методистом, но являясь носителем живой традиции русской пейзажной живописи конца XIX – начала XX века, он повлиял не только на своих учеников, но и на многих художников-педагогов. Тогда педагогический состав включал такие знаковые фигуры отечественного искусства как бывший голуборозовец - Николай Петрович Крымов, Семён Иванович Фролов (ученик Серова), передвижник - Василий Николаевич Бакшеев, известный АХРовец - Георгий Георгиевич Ряжский, Антон Николаевич Чирков – выпускник ВХУТЕМАСа, мастерской И. Машкова и А. Осьмёркина. Приглашались читать курсы лекций В.А. Фаворский и К.Н. Истомин. Таким образом, очень разнородные влияния сосуществовали, сталкивались, взаимообогащались, питая творческую среду. Принципы обучения Петра Ивановича базировались на его личном творческом опыте и на тех основах живописного видения, которые он воспринял от своего любимого учителя – Левитана. Он добивался от своих учеников глубокого изучения, понимания натуры, ни в коем случае не допускал бездумного срисовывания: «Писать нужно не рукой, а головой». Добивался точности тонального и цветового восприятия, умения разложить предметный цвет на множество оттенков, не потеряв цельности: «Нужно писать, а вы красите». Добивался также того, чем в совершенстве владел сам, – лепки цветом формы и пространства».
Глубокий след в истории училища оставила преподавательская деятельность Николая Петровича Крымова (1884-1958) с 1934 по 1939 год. По его рекомендации Наркомросом было принято решение прибавить ещё один год обучения, собрать в одну группу наиболее способных студентов и назвать эту группу станковым отделением. Группа учеников Н.П.Крымова, набранная им самим из состава студентов, обучалась по его индивидуальной программе и практически полным составом была принята без вступительных экзаменов в Московский художественный институт (в будущем МГХИ им. В.И. Сурикова), стала известными художниками. Среди них: Ф.Глебов, С.Викторов, Д.Домогацкий, Ю.Кугач, В.Киселев, П.Малышев, В.Мельников, В.Смирнов, Н.Соломин и другие. Опыт пятилетнего обучения был повторен снова с 1989 по 2015 гг. А в 1995 году несколько выпускников педагогического (преемника станкового) отделения также были приняты в МГХИ им. В.И. Сурикова без экзаменов.
С 1940 по 1958 год художественным руководителем училища являлся Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958). Из его статьи «О традициях» («Огонёк», 1956, октябрь):
«Когда в разговоре случается упомянуть о значении традиций, то у собеседников, в особенности молодых, вытягиваются лица: «Ну вот, опять за своё! Все традиции и традиции. А как же новаторство, индивидуальность?» И тем не менее, я хочу ещё раз поговорить именно о традициях, о преемственности, обо всем том, что, по моему глубокому убеждению, составляет основу настоящей живописной культуры, основу любой, самой крупной и своеобразной творческой индивидуальности. Ведь сложнейшие профессиональные приёмы - так называемые «тайны мастерства» - нельзя изложить на нескольких страничках печатного текста. Любое объяснение даст лишь самое приблизительное представление о творческом методе того или иного художника. Лучше всего этот метод постигается при непосредственном и возможно более длительном общении с мастером.
Преемственность в искусстве напоминает мне эстафету, которую уронить очень легко, а поднять трудно, иногда невозможно. В истории мировой живописи эту эстафету роняли не раз, иногда безвозвратно.
Мы часто говорим о реалистических традициях русского искусства. В определении традиций русской живописи, как именно реалистических, народных, демократических традиций есть глубокий смысл. И я думаю, что свойственные русскому характеру трезвость, нелюбовь к фальши, спокойная искренность во многом определили собой то обстоятельство, что все победы русского искусства связаны именно с реализмом. Недаром классицизм, с его напыщенной и условной патетикой, если и имел своих представителей в русской живописи, то многочисленные композиции с Мстиславами и Рогнедами в непонятных греко-славянских одеждах сейчас интересны только для историков. Даже романтическое направление, выдвинувшее Кипренского и Брюллова оказалось как-то сбоку, в стороне от основной линии развития русского искусства.
Возвращаясь к главному вопросу моих заметок, хочется поговорить и о традициях несколько иного порядка, которые забывать нельзя никому и никогда. Как бы ни были вы талантливы, какая бы неповторимая и своеобразная индивидуальность ни отмечала ваше творчество, как бы вы ни были образованы и как бы тщательно ни изучали великое наследие старых мастеров, - этого всё-таки недостаточно. Нужна ещё страстная и бескорыстная любовь к своему делу. Без неё, без постоянного горения и увлечённости, без чистого сердца и искренней души, самый большой талант - ничто. И ещё секрет успеха - и в дружбе, сплочённости коллектива художников».
Именно это всегда отличало педагогический и студенческий коллективы Училища памяти 1905 года, которые жили и работали единой сплочённой семьёй художников. На протяжении десятилетий формировалась цепочка «учитель-ученик-учитель-ученик», которая напоминает формулу стойкого химического элемента, где каждый атом находится в тесной взаимосвязи с остальными – это творческий феномен МАХУ, его генетическо-культурный код.
Выпускники разных лет и различных отделений имеют своё лицо, ярко выраженную творческую индивидуальность и высокий уровень мастерства. Их творчество лучше всего демонстрирует педагогическое кредо преподавателей Училища - выявить, развить талант и способности каждого студента. Выпускники далеко не всегда лично знакомы друг с другом, так как учились в разные годы и на разных отделениях, а вот общих учителей у них предостаточно. Выпускник Училища памяти 1905 года – звание почётное, почти родовое клеймо или знак качества для тех, кто понимает. Это как клич Маугли: «Мы с тобой одной крови». Стоит произнести название Училища, а в разные периоды это было «МОХУ», «пятачок», «1905 года», «МАХУ», и какого возраста и кем бы ни был собеседник, на его лице появляется мягкая улыбка встречи с собой молодым, а глаза затуманиваются дорогими воспоминаниями юности.
Пятнадцать лет назад для альбома к 85-летнему юбилею училища выпускник 1965 года, преподаватель с 1980 по 2008 год С.Г. Стручков написал:
«В послереволюционные годы в России была разрушена прежняя художественная школа. Перед вновь создавшимся в 1925 году художественным училищем в Москве стояла задача сохранения преемственности, традиций реалистической школы и их дальнейшего развития в новых исторических условиях. Прошло 85 лет, а эта задача остаётся не менее актуальной в наши дни перед лицом глобализации, стремления любой ценой интегрироваться в Западный мир.
Удивительна алогичность нашего развития. Тогда был изгнан авангард и создано, совершенно отличное от западного, искусство соцреализма. В результате новых потрясений опять поменялись все ориентиры, цели, ценности. На дворе постмодернизм. В экстренном порядке насаждается «современное» искусство, черпающее идеи на Западе. Представители художественных направлений поменялись ролями. Бывшие подпольные художники стали вполне респектабельными господами, а традиционные реалисты ушли в подполье. «Современное» искусство становится официальной версией русского искусства. Мощным потоком хлынула с Запада массовая культура, пышным цветом расцвела своя. Вновь возникла угроза разрыва традиций, утери своей культуры. А без своей культуры нет будущего. Отмечая 85-летие училища, задаёшься вопросом: по какому пути пойдёт развитие, что сулят реформы, зависит ли что-то от нас? И хочется добрым словом вспомнить годы учёбы, отдать должное усилиям нескольких поколений художников-педагогов, создавшим это уникальное учебное заведение и обеспечившим его высокий авторитет. Я учился здесь в 60-ые годы. Благодарная память сохранила образы замечательных преподавателей той поры: вдохновенного и артистичного А.М. Дубинчика; деликатнейшего человека и тонкого живописца М.В. Добросердова; строгую, нетерпимую к любым проявлениям антихудожественного, М.М. Булгакову; эрудита Ю.Г. Седова; мыслителя и теоретика О.А. Авсиян;, ироничного Л.А. Шитова; удивительно светлого, по-детски доверчивого М.И. Самородского; обладавшую острым взглядом и метким словом Е.Д. Седову; темпераментного, готового в любую минуту взяться за кисть, Э.Г. Липкинда. И, конечно, я не могу не вспомнить с благодарностью своего педагога по рисунку В.И. Пастухова. На его занятиях достигалась такая атмосфера максимальной поглощенности делом, что уроки, буквально, пролетали незаметно. Это был высокопрофессиональный коллектив ярких личностей, увлечённых общим делом, искренним желанием помочь учащимся развить свой творческий потенциал.Преподаванию никогда не были свойственны черты догматизма, механического следования «образам». Всегда ценились эмоциональность восприятия, творческий подход в сочетании с аналитическим разбором. Характерным было уважительное отношение к индивидуальности учащегося, эстетическая широта взглядов. Основу обучения составляла традиция русской реалистической школы, но оно не замыкалось лишь в границах национального. Широко привлекался опыт мировой классики, талантливые явления советского и западного искусства. Учиться было радостно и интересно. Мы были охвачены творческим подъёмом, горением, энтузиазмом. Этому в немалой степени способствовала атмосфера коллективизма, вовлеченности всех в общее дело, дух соревнования, интенсивная общественная жизнь». Сегодня проблемы художественного образования стали ещё острее. Все больше художественного пространства завоёвывает компьютерная графика и искусственный интеллект, процветает индивидуализм. Вопросов много, но ответы на них станут известны лишь через определённое время. А пока ответов нет, стоит оглянуться назад и черпать силы в прошлом. Долгие годы Московское художественное училище памяти 1905 года было методическим центром. Педагоги училища являлись авторами лучших методических разработок и программ, лежащих в основе всего среднего художественного образования России. Они направлялись в командировки, чтобы помочь освоить методику обучения во вновь образованные средние художественные учебные заведения. На базе МХУ также работали курсы повышения квалификации для преподавателей училищ и художественных школ, проводились конференции, круглые столы, обкатывались новые образовательные стандарты.
Передвижная учебно-методическая выставка сформирована из работ, хранящихся в учебно-методическом фонде училища. Произведения для выставки отбирались таким образом, чтобы продемонстрировать основные учебные задания по рисунку и живописи, входящие в рабочие программы по данным дисциплинам: от натюрмортов к обнажённой модели и одетой фигуре.
Дипломные работы - эскиз к картине - представляют все десятилетия, начиная с 1960-х гг. К сожалению, довоенный период развития училища в фонде не представлен совсем, а незначительное количество сохранившихся произведений, начиная единично с конца 1940-х - начала 1950-х гг.. входит в так называемый «золотой фонд» и будет экспонироваться на отдельной выставке. Состояние этих работ таково, что они не выдержали бы столь долгого путешествия без утрат и реставрационного вмешательства. Поэтому для передвижной выставки выбирались работы как не очень больших форматов, так и более-менее прочные. Однако в них представлены разнообразная тематика дипломных тем, определённая типизация разных периодов исторического развития страны, изменение эстетических взглядов и композиционных приёмов.
Представлены на выставке работы и совсем молодых авторов, которые только что завершили или ещё продолжают своё художественное образование в училище. Это свидетельствует о том, что училище прочно стоит на фундаменте классического академического обучения, которое является хорошей базой для будущих художников, бережно следует гуманистическим принципам русской культуры, сохраняет традиции и верит в возможность создания новых, отвечающим запросам современности.