1947
В Училище возвращаются фронтовики:
Будущий Народный художник РФ Дмитрий Косьмин 1925 года рождения шестнадцатилетним юношей добровольцем уходит на фронт. Получив три боевых ранения, сражается до конца войны в рядах действующей армии. Награждён медалями «За отвагу». «За взятие Будапешта», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны 1 степени. В 1946 году поступает в Ташкентское художественное училище, а в 1952 завершает художественное образование в Училище памяти 1905 года.
Чучелов Геннадий 1924 года рождения, как многие дети в те годы, ходил заниматься в дом пионеров и выбрал занятия в изостудии. Быть художником – стало его мечтой. Он к этому готовился. Но начавшаяся война внесла свои коррективы. Юноша поступил в летное училище и по окончании, в звании лейтенанта, отправился на фронт - в десантные войска. По воспоминаниям однополчан, на фронте Геннадий каждую свободную минуту рисовал – углем или мелом на стене, карандашом на обрывке бумаги, палочкой на земле, в общем, где только возможно. Дошёл до Берлина. Был дважды ранен. Награждён орденом «Красной звезды». В госпитале в Берлине по заданию Генералитета писал полотна на батальные темы, портреты Вождя – Иосифа Сталина, портреты маршалов, генералов, полководцев. Вернувшись с войны, он осуществил свою мечту - поступил в художественное училище 1905 года. Его приняли сразу на третий курс. С отличием закончив Училище, поступил в Академию художеств в Ленинграде.
18 сентября приказ № 257 освобождает от платы за обучение на 1947/48 учебный год как инвалидов Отечественной войны следующих учащихся:
Потапов С.А., Меньшов Ю.В. - 1 курс; Болотников С.Г. - 2 курс; Титова Л.Н., Сергеев К.Ф., Костин Н.В., Синицын А.В., Царев В.Г., Нахалов Б.Л. - 3 курс; Михин М.А., Слепнев И.Н., Штаненков А.И. - 4 курс; Пудов В.Н., Грибницкий С.С., Макеев В.И. - 5 курс
16 декабря приказ № 346 назначает комиссию для ознакомления с работами учащихся на выставке художников Московской области в честь 30-летия Октябрьской Социалистической революции и установления лучших в целях поощрения в лице: Зав.уч.частью Деулина А.И., преподавателей Радимова П.А., Плахотного П.А., Кожиной Е.А., представитель комитета ВЛКСМ Паланджева Е.А., представить Профкома Коняхина Ф.М.
17 декабря приказ № 347 поощряет авторов лучших работ на выставке художников Московской области в честь 30-летия Октябрьской Социалистической революции:
Анохину, учащемуся 3 курса, за отличное исполнение композиции на тему «Старая Москва» выдать пять метров холста, два комплекта масляных красок, десять листов бумаги для рисования, восемь листов картона для эскизов;
Чиненову и Блинову, учащимся 4 курса, Чуракову и Орданьяну, учащимся 5 курса,за отличное исполнение композиции на тему (Чиненов - «Улица», «На бульваре», «Станция метро», Блинов – «Пленных ведут» (пейзаж), Чураков – «Демонстрация», «Зимний пейзаж», Орданьян - композиция на тему «Старая Москва») выдать каждому по три метра холста, один комплект масляных красок, пять листов бумаги для рисования, два листа картона для эскизов
Фигура яркая и значительная в художественной культуре Челябинска 1950-1970-х гг. Василий Неясов 1926 года рождения. Его путь в искусство складывался не гладко, в последние годы войны ему пришлось работать машинистом на железной дороге, в 1945-1947 гг. учился в Московском художественном училище памяти 1905 г. (среди учителей - В.Н.Бакшеев, Н.Н.Никонов, Н.С.Козочкин). В 1948 году Неясов, не закончивший училище из-за жизненных обстоятельств, признан сложившимся профессиональным художником- в 22 года он принят в Союз художников СССР.
Пастухов Владимир Исаакович (выпускник живописно-педагогического отделения 1952 года, преподавал в Училище с 1962 по 2006 год):
«Конкурса в 1942 году почти не было, и я стал студентом Московского областного училища памяти 1905 года. В 1943 году 26-му году (рождения) была объявлена всеобщая мобилизация. Собрал вещмешок, прихватил гитару, и как говорят, с песней, пошёл в Военкомат. Определили меня на Флот. Мне не было ещё 18 лет, вот тебе и два дня, которые не хватало для отсрочки. Шла война, был 43-й год, о котором много написано. Для меня он начался с того, что мы, пацаны, вчерашние школьники, одетые кто во что горазд, с вещмешками, а я, даже, с гитарой очутились на сборном пункте в одной из школ Москвы. Мне запомнился этот день ещё и потому, что был салют в честь освобождения города Орла от немцев. Толпы людей ликовали, пели песни, а в небе разрывались ракеты и трассирующие пули. Мы сидели у ограды школы и мечтали – скорей бы на фронт...
Это был 1947 год. Пришла долгожданная демобилизация. Сначала ушли тяжелораненые, больные и, наконец, «крутые» ребята. Когда началась война, многие должны были демобилизоваться. В то время на Флоте служили по пять лет. Служба 18+5=23 года и Война 23+4=27 лет, да прибавьте ещё пару-тройку лет, вот вам почти и 30-ть. Вот с такими ребятами демобилизовался и я.
Вернувшись на гражданку, хотелось как можно быстрее наверстать упущенное. Каждый выбирал свой путь, одни пошли продолжать образование, другие работать, а те, кто был постарше или не имел гражданской специальности подались на стройки коммунизма.
В августе 1947 года передо мной встал выбор: спорт или искусство. Для спорта - я старик, а искусство - вечно. Мой брат Николай тоже вернулся с фронта, стал артистом театра Советской Армии. Его фронтовой друг Арнольд Меллит был учащимся 2-го курса Художественного училища памяти 1905 года. Вот я и решил, что продолжу своё образование в художественном училище, а на жизнь смогу зарабатывать спортом. Учёба иработа тренером в спортивной школепрекрасно сочеталась. В это время так жили многие. Учились и одновременно были дворниками, сторожами, разгружали вагоны.
Наше училище находилось на Сретенке, рядом с кинотеатром «Хроника». Жил я у Красных ворот. Бывало, утром идёшь по московским улицам, народу мало, машин почти нет, только полязгивают трамваи. Тротуары блестят и сверкают на солнце: ещё до восхода их полили водой московские дворники. Сердце громко стучит, переполненное
радостью: впереди целый световой день в Училище, друзья, любимые педагоги. А время было тяжёлое - это был восстановительный период. С продуктами было плохо – карточная система, но в Училище царила творческая атмосфера. Бывшие фронтовики, 25–30-ти-летние, сидят за одной партой с безусыми мальцами. У одних - жизненный опыт, у других - искрящийся талант. На занятиях по специальности царила тишина и порядок, которые устанавливали сами учащиеся. Рисовали при полной тишине. В перерывах вновь оживали: старики и молодые гоняли мяч, словно не было никакой разницы в возрасте.
В моей группе было 19 юношей и одна девица, которая так и не закончила Училище. Были в Училище свои корифеи, которые заваливали аудитории рисунками и набросками. Были и другие - картинщики. Евгений Сорокин, совсем юный, маленького росточка, лихо расправлялся с 2-х метровыми холстами. В Училище написал диплом, вызывающий зависть у современных авторов. Он был молод, дерзал. Искрящаяся живопись, размер холста. 2,5 - 5 м. - впечатляли. Жизнь его оборвалась в 33 года, как у Христа. Друг у него был - Юрка Анохин, прирождённый пейзажист, да и не плохой гармонист,приносил сытные пироги со свадеб и вечеринок. Умер тоже рано - спился, но его малиновый звон до сих пор звенит в живописи. Можно было бы написать ещё о многих. Однако нельзя промолчать о тех, кто нас учил.
Преподаватели в то время были интеллигентные люди, недобитые революцией, или их дети: вели уроки истории, литературы, математики и физики. А специальность - рисунок, живопись и композицию - бывшие фронтовики, которые ещё застали старую Академию Художеств. Как в школе, так и в училище на педагогов мне везло: было у кого учиться, к чему стремиться. Рисунок и диплом вёл у нас в группе Костин Сергей Николаевич. До училища он работал в Суриковском институте. Не поладил там с начальством и прибился к нашему берегу. Человек он своеобразный; интеллектуал дворянского происхождения, почтенного возраста с бородкой, растущей в разные стороны. Придёт в группу, сядет в уголок, закурит сигарету, а пепел стряхивает на пол, около себя. Не раз начальство укоряло его за это на педсовете. Иногда брал уголёк, лист бумаги и за полчаса создавал шедевр. Его рисунки мы разыгрывали в лотерею, жаль, что мне так ни разу и не повезло. Дружил он с Григорьевым Сергеем Георгиевичем, преподавателем из параллельной группы. Педагог он был совсем другой, но не менее знаменитый и талантливый. Окончил Украинскую академию художеств. Вёл в училище помимо группы кружок рисунка. На его уроки «рисование живой головы натурщика» сбегалось все Училище. Он не только рисовал, но и сопровождал каждое движение карандаша объяснением: зачем и почему; «Чтобы уметь, нужно знать». Его уроки проходили интересно, весело и самое главное – качественно. Он умел ставить глаз. Когда наступали каникулы, уезжалписать этюды вместесо своими учениками. Чаще всего это были Сорокин и Анохин.
Так вот, Костин и Григорьев в большой перерыв пересекали Сретенку, а напротив находился павильон, где кроме бутербродов было ещё кое-что, снимающее стрессы после общения с нами. Приходили повеселевшие, обновлённые и приступали к нелёгкой педагогической работе, отнимавшей много времени от их творческой деятельности - художника.
С приходом молодого Саханова А.И., который потом стал директором, жизнь в Училище ещё больше закрутилась. На маленькой сцене Училища выступали будущие большие мастера искусств: поэт Е.Евтушенко, гитарист Иванов-Крамской, композиторы, певцы, танцоры, кроме молодых, выступали и знаменитости – Тамара Ханум и многие другие.
В Училище был свой драмкружок, руководил им долгое время, всеми любимый Александр Петрович – интеллигентный человек старой формации. Репертуар был разный, то классика, а то и капустники; удивительно то, что у всех была большая тяга к театру и самодеятельности.
Была даже группа гимнастов и боксёров. Руководителем у них был я. Гимнасты так же выступали на маленькой сцене, где стояли брусья и перекладина».