Христианская тема в работах выпускников МАХУ памяти 1905 года

«Что Ти принесём, Христе?..»

Выставочный зал МАХУ

15.12.2025 - 11.01.2026
«Что Ти принесём, Христе?..»

Московское художественное училище памяти 1905 года, несмотря на своё революционное название, всегда стояло на позициях передвижников и Павла Чистякова и по сути явилось преемником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Искреннее служение искусству, народу, стране, дух товарищества и взаимовыручки, стремление увидеть и запечатлеть жизнь такой, какая она есть, — всё это было основным вектором образовательного, воспитательного и творческого процессов Училища.

При систематизации фонда к юбилею был выявлен целый пласт дипломных работ на православную тематику. Они создавались в разные годы, начиная с 1950-х — самых ранних из сохранившихся. К ним относятся «Расстрел в церкви» и «Госпиталь первого эшелона» Евгения Сорокина (1950), три эскиза 1952 года Г.А. Куликова (в списках выпускников не найден). Затем, после скачка в десятилетие, в собрании фонда появляется подлинная живописная жемчужина, никого не оставляющая равнодушным, — эскиз к дипломной работе Вячеслава Забелина «Андрей Рублёв» (1961). Следом — эскиз декорации Владимира Зебека к опере Н. Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже» (1962). В 1967 году свой диплом «Русь» пишет Владимир Потапов. Будущий известный плакатист и в живописном произведении нашёл образные и пластические решения, которые без намёка на пафос передают глубинные чувства любви и гордости за родную землю с её бытом и историей.

В 1980-е годы общественное внимание всё активнее привлекается к реставрации памятников истории и искусства. К тому времени в училище уже второе десятилетие успешно работало реставрационное отделение. Его студенты и выпускники трудились на практиках и в командировках на Соловках, в Каргополе, Новом Иерусалиме, Музеях Московского Кремля, в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. Перечислить все места, где работали реставраторы-«маху́шники», невозможно, а встретить однокашника с этюдником можно практически в любом уголке страны. Дипломный эскиз Екатерины Маньшавиной 1985 года так и называется — «Реставраторы».


В 1988 году, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, в Училище на педагогическое отделение была набрана группа, которую Владимир Исаакович Пастухов впоследствии назовёт «духовной». К моменту их выпуска процесс обращения страны к православию, возвращения РПЦ храмов и монастырей шёл уже полным ходом. Проходили большие выставки Павла Корина и Михаила Нестерова. «Русь уходящую» сменяла Русь возрождающаяся. Совершенно уникальным свидетельством времени стали натурные наброски Ларисы Гачевой, сделанные в Дивееве в 1991 году, и выполненные на их основе графические портреты, а также дипломный эскиз «Блаженны живущие в дому Твоём…». Само название диплома было обретено автором с помощью Божьего промысла — из наугад открытой Библии.


В том же 1992 году в защите диплома участвовали работы Елены Ковылиной «Молитва» и Елены Нижегородовой «Возрождение». С ними вместе в группе училась Елена Миронова, представившая серию графических работ и несколько живописных произведений. На одном из них изображено Ферапонтово, ставшее многолетним местом притяжения и вдохновения для студентов и выпускников училища. А Дина Моржина, выпускница оформительского отделения 1993 года, даже купила здесь дом.


Дипломные работы на православную тему под руководством В.И. Пастухова выполнялись в 1997 и 1999 годах, под руководством А.М. Шелегеды — в 2000 и 2004, затем следуют 2009 и 2014 годы. Есть и совсем свежие работы — 2020 и 2025 годов.


Среди выпускников 1970-х, а особенно 1980–90-х годов, многие расписывают храмы, пишут иконы, создают мозаики. После окончания Училища часть из них поступила в Суриковский институт и приняла участие в росписях Храма Христа Спасителя под руководством Евгения Николаевича Максимова. Примерно в те же годы открыл свои двери для первых студентов Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Церковное искусство и служение Христу становилось всё более востребованным и находило живой отклик в душах выпускников МАХУ памяти 1905 года.


Вот имена лишь некоторых из них:


  • Сенин Евгений (выпуск 1979 года);
  • Маркелова Мария (иконописец, выпуск 1985 года);
  • Устинова Наталья (мать Ксения, выпуск 1989 года);
  • Рябинкина Юлия (иконописец, выпуск 1989 года);
  • Васютина Светлана (монахиня Феодосия, выпуск 1990 года);
  • Маракуев Григорий (выпуск 1991 года);
  • Гачева Лариса (выпуск 1992 года);
  • Румянцев Андрей (отец Андрей, выпуск 1992 года);
  • Харламова Елена (выпуск 1992 года);
  • Борисова Наталья (выпуск 1993 года);
  • Зверева Ольга (выпуск 1993 года);
  • Исакин Александр (выпуск 1993 года);
  • Круглик Александр (отец Александр, выпуск 1995 года);
  • Шеховцев Глеб (выпуск 1997 года);
  • Бекенев Николай (иеромонах Никодим, выпуск 1999 года);
  • Цымбаревич Елизавета (монахиня, выпуск 2005 года).

Проект памятника «Отчизна» Виктора Воробьева (выпуск 1992 года), выполненный в 2003–2013 годах, также иллюстрирует определённый период развития общественного сознания и повышенного внимания к истории государства. Макет памятника хранится в мастерской художника в Подольске. В экспозиции представлен планшет с фотографиями и пояснительным текстом автора, который был изготовлен в сжатые сроки для выставки «Символы России», проходившей на ВДНХ в 2014 году.


Данная выставка открыла ещё одно направление в изучении истории МАХУ и является единственным тематическим юбилейным проектом. В определённой степени она уравновешивает революционно-историческую и социальную составляющую дипломных работ из фонда, экспонировавшихся ранее. Приуроченная к одному из главных церковных праздников — Рождеству Христову, она ставит перед зрителем главный вопрос в жизни художника и человека: «Что Ти принесём, Христе?..».

Открытие выставки
15 декабря 2025 года состоялось открытие выставки «Что Ти принесём, Христе?..» Христианская тема в работах выпускников МАХУ памяти 1905 года. Выставка приурочена к приближающимся праздникам — Рождеству Христову и Крещению. Она завершает цикл юбилейных выставок в выставочном зале МАХУ. Юбилей юбилеем, но пора подумать о вечном.

Благодаря выставке, организованной по инициативе и трудам Ольги Суховой (Зверевой) (выпуск 1993 года), в общий список участников юбилейных мероприятий добавилось 27 новых имён, а к 3998 уже показанным работам — ещё 157. Как уже сложилось, большинство (90%) экспонируется впервые.

На открытии выступили:

  • куратор юбилейных мероприятий МАХУ Мария Комарова (выпуск 1994 года);
  • организатор выставки Ольга Сухова (выпуск 1993 года);
  • участница выставки, одна из любимых учениц В.И. Пастухова, доцент монументальной кафедры и руководитель художественной мастерской факультета церковных художеств ПСТГУ Лариса Гачева (выпуск 1992 года). Благодаря её энергии выставку украсила житийная икона свт. Игнатия Кавказского (Брянчанинова);
  • настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркино отец Игорь Константинов. Замечательный портрет его кисти Ольги Пузановой встречает каждого в экспозиции на первом этаже училища. Он пригласил всех на рождественскую выставку при храме Владимирской иконы Божией Матери в Куркино, в которой также будут участвовать выпускники училища разных лет;
  • участник выставки, автор проекта памятника «Отечество» Виктор Воробьёв (выпуск 1992 года). Виктор провёл исторические параллели — от восстания 1905 года, давшего название училищу, до наших дней, вспомнил его основателей и своих учителей, отметив как парадоксальность, так и закономерность открывшейся выставки;
  • участник выставки, автор «иконной архитектуры» Дмитрий Канторов (выпуск 1977 года). Он представил две работы на одну тему — «Три столпника», созданные с разницей почти в сорок лет. Его выступление, содержавшее анализ изменения восприятия пространства и роли искусственного интеллекта в будущем, носило дискуссионный характер и вызвало живой отклик аудитории;
  • искусствовед и художник Марина Куинджи (выпуск 1982 года). Её выступление стало ответом на слова Дмитрия Канторова. Главной мыслью, взбодрившей присутствующих художников, стало то, что духовность нельзя подменить ничем;
  • участница выставки Наталья Бритова (выпуск 1980 года), поделившаяся радостью работы на пленэре и изображения памятников церковной архитектуры;
  • участница выставки Светлана Ивлева (выпуск 1995 года) — член ТСХР, доцент кафедры академического рисунка РАЖВЗ Ильи Глазунова. Более 20 лет она создаёт картины на церковно-исторические темы, украшающие монастыри, духовные академии и даже резиденцию Патриарха Кирилла. Светлана Николаевна — автор множества значительных по масштабу и содержанию полотен, настоящий «картинщик» в традиции русской школы, известный также портретами церковных деятелей. На открытии она поблагодарила организаторов выставки.

Самыми дорогими и неожиданными гостями стали сестра выпускника МАХУ Евгения Сорокина — Валерия Алексеевна — и его племянница Ирина. С работ Евгения Сорокина началось формирование учебно-методического фонда училища. Гости сделали МАХУ потрясающий подарок — каталог выставки произведений Евгения Сорокина 1967 года.

Мы восхищаемся несколькими знаковыми работами из фонда МАХУ, которые экспонировались на юбилейных выставках: «Золотой фонд в Академии акварели Сергея Андрияки», «Родом из МАХУ. Выпускники Училища памяти 1905 года — выпускники Института им. В.И. Сурикова» в Подольске, «Век традиций» в Белгородском государственном художественном музее, «Путь к Победе!» в Государственной Думе, «100 лет МАХУ» в Галерее Беляево.

Мы знаем о Евгении Сорокине из пока не изданных воспоминаний Владимира Пастухова: «Были в училище свои корифеи, которые заваливали аудитории своими рисунками и набросками. Были и другие — картинщики. Евгений Сорокин, совсем юный, маленького росточка, лихо расправлялся с двухметровыми холстами. В училище написал диплом, вызывающий зависть у современных авторов. Он был молод, дерзал. Искрящаяся живопись, размер холста — 2,5 на 5 метров — впечатляли. Жизнь его оборвалась в 33 года, как у Христа».

В 2011 году в училище прошла его персональная выставка, несколько работ были подарены МАХУ. И вот в завершение юбилейного года — такая встреча!
Экспозиция