В 1980-е годы общественное внимание всё активнее привлекается к реставрации памятников истории и искусства. К тому времени в училище уже второе десятилетие успешно работало реставрационное отделение. Его студенты и выпускники трудились на практиках и в командировках на Соловках, в Каргополе, Новом Иерусалиме, Музеях Московского Кремля, в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. Перечислить все места, где работали реставраторы-«маху́шники», невозможно, а встретить однокашника с этюдником можно практически в любом уголке страны. Дипломный эскиз Екатерины Маньшавиной 1985 года так и называется — «Реставраторы».
В 1988 году, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, в Училище на педагогическое отделение была набрана группа, которую Владимир Исаакович Пастухов впоследствии назовёт «духовной». К моменту их выпуска процесс обращения страны к православию, возвращения РПЦ храмов и монастырей шёл уже полным ходом. Проходили большие выставки Павла Корина и Михаила Нестерова. «Русь уходящую» сменяла Русь возрождающаяся. Совершенно уникальным свидетельством времени стали натурные наброски Ларисы Гачевой, сделанные в Дивееве в 1991 году, и выполненные на их основе графические портреты, а также дипломный эскиз «Блаженны живущие в дому Твоём…». Само название диплома было обретено автором с помощью Божьего промысла — из наугад открытой Библии.
В том же 1992 году в защите диплома участвовали работы Елены Ковылиной «Молитва» и Елены Нижегородовой «Возрождение». С ними вместе в группе училась Елена Миронова, представившая серию графических работ и несколько живописных произведений. На одном из них изображено Ферапонтово, ставшее многолетним местом притяжения и вдохновения для студентов и выпускников училища. А Дина Моржина, выпускница оформительского отделения 1993 года, даже купила здесь дом.
Дипломные работы на православную тему под руководством В.И. Пастухова выполнялись в 1997 и 1999 годах, под руководством А.М. Шелегеды — в 2000 и 2004, затем следуют 2009 и 2014 годы. Есть и совсем свежие работы — 2020 и 2025 годов.
Среди выпускников 1970-х, а особенно 1980–90-х годов, многие расписывают храмы, пишут иконы, создают мозаики. После окончания Училища часть из них поступила в Суриковский институт и приняла участие в росписях Храма Христа Спасителя под руководством Евгения Николаевича Максимова. Примерно в те же годы открыл свои двери для первых студентов Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Церковное искусство и служение Христу становилось всё более востребованным и находило живой отклик в душах выпускников МАХУ памяти 1905 года.
Вот имена лишь некоторых из них:
Проект памятника «Отчизна» Виктора Воробьева (выпуск 1992 года), выполненный в 2003–2013 годах, также иллюстрирует определённый период развития общественного сознания и повышенного внимания к истории государства. Макет памятника хранится в мастерской художника в Подольске. В экспозиции представлен планшет с фотографиями и пояснительным текстом автора, который был изготовлен в сжатые сроки для выставки «Символы России», проходившей на ВДНХ в 2014 году.
Данная выставка открыла ещё одно направление в изучении истории МАХУ и является единственным тематическим юбилейным проектом. В определённой степени она уравновешивает революционно-историческую и социальную составляющую дипломных работ из фонда, экспонировавшихся ранее. Приуроченная к одному из главных церковных праздников — Рождеству Христову, она ставит перед зрителем главный вопрос в жизни художника и человека: «Что Ти принесём, Христе?..».