Провинциальные встречи

Вступление

Есть замечательный советский фильм «Тема» с Михаилом Ульяновым в главной роли. Он играет известного драматурга, уставшего, исписавшегося, который уезжает на несколько дней из своей обыденной жизни. Дело происходит зимой в Суздале. Писатель делает попытку начать новую вещь, озаглавив её «Провинциальные встречи».

Настоящее время заменило радость живого общения всевозможными цифровыми способами. Все контакты находятся в телефоне. Потеря или замена его может привести к утрате человеческих связей. Тем драгоценнее новые знакомства и возобновление дружбы.

Когда-то Училище памяти 1905 года было методическим центром, куда направлялись в командировки представители других училищ, но уже около пятнадцати лет эта практика не работает. Что касается самих выпускников, рассеянных по стране, то вообще невозможно предсказать кто, где, как и когда оказался. Поэтому невероятное, беспрецедентное турне Передвижной выставки по 26 городам и художественным училищам ожидаемо возобновит старые и принесёт новые неожиданные знакомства. Итак, провинциальные встречи.
Суздальское художественно-реставрационное училище
Самой экстравагантно выглядящей на торжественном открытии Передвижной выставки фигурой, в куртке защитного цвета, оказался выпускник Училища памяти 1905 года Руткин Владимир Анатольевич, окончивший отделение промграфики в 1977 году. Уже одно его присутствие на открытии стало нечаянной радостью, но это было только начало. Оказалось, что на втором этаже Суздальского училища экспонируется выставка Владимира Анатольевича «Мой Суздаль». Художнику посчастливилось жить в этом красивейшем городе и наблюдать его во все времена года. Кроме того, он - представитель династии МАХУ. Его отец, Руткин Анатолий Львович - выпускник живописно-педагогического отделения далёкого 1951 года. После училища отец поступил в Суриковский институт и учился одновременно с целой плеядой художников: Оссовским, Виктором Попковым, Эдуардом Браговским. Одним из самых сильных воспоминаний юности для Владимира Анатольевича является поездка с художниками-друзьями отца в Ферапонтово. Он ночевал на одном сеновале с Виктором Попковым. Наблюдал как художники жили, творили, отдыхали с полной отдачей, и это стало примером для подражания на всю жизнь

Руткин Владимир Анатольевич
В.Ю.Астафьев рассказывает про реставрацию музейного металла
Другим подарком Суздаля стало знакомство с Астафьевым Виктором Юрьевичем, художником-ювелиром, реставратором и преподавателем высшей категории. Он закончил Константиновское - Красносельское училище художественной обработки металла в Костромской области, как раз в то время, когда в нём сначала просто преподавал, а потом стал заместителем директора наш незабвенный Иван Эрвенович Латышев. С большой любовью Виктор Юрьевич вспоминал, что с появлением Латышева, пришедшего после окончания Строгановского училища, уровень преподавания резко вырос. Также Иван Эрвенович всеми способами расширял творческие возможности студентов, считая ключевым в названии училища слово «художественное». Супруге Виктора Юрьевича он разрешил делать диплом в скульптуре, не считая, что студенты должны ограничиваться лишь «ювелиркой». Метровые скульптуры времён года, выполненные под руководством И.Э.Латышева, и сейчас украшают вестибюль Красноселького училища, а вместе с ними живёт добрая память в сердцах его учеников. Ведь именно при нём уровень образования стал таким высоким, что удивлялись приезжающие с проверками из «Строгановки» педагоги. Очень жалко, что не были знакомы с Виктором Юрьевичем месяц назад, когда искали старых друзей и знакомых И.Э.Латышева, чтобы пригласить на его выставку памяти.


И ещё один поворот сюжета. Когда преподаватель английского языка Евгения Александровна Левашова делилась фотографиями с открытия, выяснилось, что она хорошо знает и была дружна с Еленой Юрьевной из МАХУ, но потеряла номер телефона. Общими усилиями сообразили, что это Е.Ю. Машьянова - методист учебной части и большая любительница путешествовать. Туристические поездки по Владимиро-Суздальской земле познакомили Елену Юрьевну с Евгений Александровной, которая помимо преподавания занимается экскурсионной деятельностью и возит студентов по городам Золотого кольца. В Москву поехал от неё горячий привет, а через день состоялся обмен контактами
Р.В.Неводник беседует с В.Ю.Астафьвым и В.А.Руткиным
Покидая мегаполис
Документальный фильм рассказывает о художнике Владимире Руткине и его супруге Ольге, которые 30 лет назад уехали из Москвы в Ивановскую область. При этом расстояние в 300 километров не стало препятствием сохранению дружбы с давней столичной приятельницей филологом и журналисткой Еленой Ковачич. Как ей живется в Москве и как она приняла отъезд друзей? Чем привлекла Владимира и Ольгу русская деревня?

Режиссер Оксана Харламова
Операторы Виктор Бармин, Александр Тыж

Кинофестивали:
Всероссийский кинофестиваль «Под чистым небом», сентябрь 2023 — Диплом Лауреата.
Всероссийский кинофестиваль "Белая птица", г. Казань, май 2023 — Лучший режиссер-документалист.
Ивановское художественное училище имени М.И. Малютина
Узнавание нового - безумно увлекательный процесс.
Проживая жизнь во власти клише и стереотипов, очень многое вокруг остаётся неузнанным. Про город Иваново давным-давно известно, что он столица текстильной промышленности и «город невест». Дореволюционное прошлое города почти перекрыто революционными событиями, которые в новой исторической формации отнюдь не популярны. Ещё меньше известно про Ивановское художественное училище, вплоть до вопроса: разве есть такое? Оказывается не только есть, но и всего на 5 лет младше МАХУ, в этом году отмечает свой 95-летний юбилей. В истории двух училищ - почти ровесников множество совпадений. Ивановское училище вполне могло стать «памяти 1905 года», если бы на пять лет раньше это название не было отдано Московскому изотехникуму. Иваново - столица рабочего движения, где в 1905 году образовался первый городской совет, и ещё в 1918 году Ленин с Луначарским обсуждали вопрос об увековечивании памяти восстания 1905 года.
Многие процессы шли в наших училищах практически синхронно: самыми первыми были станковые отделения; практически одновременно в середине1960-х - начале 1970-х  годов появились новые отделения оформительские и промграфики; также примерно в середине своего существования училища пережили переезды в новые здания. В 1965 году переехало Ивановское, в 1979 Московское. Но в данном случае ивановцам повезло больше, так как директор Орлов Виктор Алексеевич - участник Великой Отечественной войны, смог настоять на том, чтобы училище осталось в самом центре города на «музейном пятачке», бок о бок с Ивановским художественным музеем, Музеем ситца и Музеем промышленности и искусства, а не переместилось на самую окраину города. Наш директор, Илюхин Владимир Иванович, тоже участник войны и тоже боролся за сохранение здания на Сретенке. Если бы не его смерть в 1979 году, возможно здание удалось бы сохранить за МХУ.

Точно также менялся контингент и возраст обучающихся: от всесоюзного охвата до областного, постепенно состав учащихся становился все моложе  и теперь большинство поступает сразу после 9 или 11 классов, также все меньше мальчиков идёт в изобразительное искусство. А отличает нас в первую очередь специализация. У нас театр и реставрация, у ивановцев - дизайн четырёх направлений, помимо привычных графического и среды: текстильный (костюм и ткани), керамика, и ДПИ. Очередной пример значения личности в истории - керамическое отделение было создано трудами Маркуля Юрия Брониславовича, которого, в свою очередь, уговорил переехать с Украины и начать новое дело на новом месте заведующий отделением графического дизайна, заслуженный работник культуры РФ Васильев Константин Борисович. Юрий Брониславович давно умер, а его дело продолжают ученики. В итоге, в абсолютно не керамическом городе создалась целая школа керамики. Училище закупает все необходимые материалы, в том числе натуральные красители для полноценной работы студентов.

Но пора пройтись по училищу.
Мастерская керамики
Мастерская графического дизайна
Мастерская дизайна среды
Коридор второго этажа
Мемориальная выставка рисунков одного из первых преподавателей училища, в свою очередь учившегося в Санкт-Петербургском Центральном училище технического рисования барона А.Н. Штиглица. Рисовальная школа являлась филиалом училища Штиглица и была  открыта 01 февраля 1898 года. Она и легла в основу ИХУ.
Мастерская рисунка
Учебно-методическая выставка
Мастерская живописи
Студенты 4 курса пишут двухфигурную постановку
В коридоре 4 этажа выставлены работы из учебно-методического фонда ИХУ
В отличие от нашего фонда (МАХУ), где самые ранние работы датируются 1948 годом, здесь представлены произведения 1932-1933 годов - времён первого выпуска Ивановского училища
В завершении встречи, звучат пожелания о совместных проектах: выставке фондов старейших художественных училищ и периодической выставке лучших дипломов на заданную тему, выполненных в разных учебных заведениях страны. Также наших коллег волнуют изменения в образовательных стандартах.

И в качестве изюминки на торте о неожиданных связях: несколько лет МАХУ памяти 1905 года возглавлял владимирский художник, выпускник ИХУ Денисов Анатолий Егорович, к сожалению, фигура для училища весьма неоднозначная.