Провинциальные встречи

Вступление

Есть замечательный советский фильм «Тема» с Михаилом Ульяновым в главной роли. Он играет известного драматурга, уставшего, исписавшегося, который уезжает на несколько дней из своей обыденной жизни. Дело происходит зимой в Суздале. Писатель делает попытку начать новую вещь, озаглавив её «Провинциальные встречи».

Настоящее время заменило радость живого общения всевозможными цифровыми способами. Все контакты находятся в телефоне. Потеря или замена его может привести к утрате человеческих связей. Тем драгоценнее новые знакомства и возобновление дружбы.

Когда-то Училище памяти 1905 года было методическим центром, куда направлялись в командировки представители других училищ, но уже около пятнадцати лет эта практика не работает. Что касается самих выпускников, рассеянных по стране, то вообще невозможно предсказать кто, где, как и когда оказался. Поэтому невероятное, беспрецедентное турне Передвижной выставки по 26 городам и художественным училищам ожидаемо возобновит старые и принесёт новые неожиданные знакомства. Итак, провинциальные встречи.
Суздальское художественно-реставрационное училище
Самой экстравагантно выглядящей на торжественном открытии Передвижной выставки фигурой, в куртке защитного цвета, оказался выпускник Училища памяти 1905 года Руткин Владимир Анатольевич, окончивший отделение промграфики в 1977 году. Уже одно его присутствие на открытии стало нечаянной радостью, но это было только начало. Оказалось, что на втором этаже Суздальского училища экспонируется выставка Владимира Анатольевича «Мой Суздаль». Художнику посчастливилось жить в этом красивейшем городе и наблюдать его во все времена года. Кроме того, он - представитель династии МАХУ. Его отец, Руткин Анатолий Львович - выпускник живописно-педагогического отделения далёкого 1951 года. После училища отец поступил в Суриковский институт и учился одновременно с целой плеядой художников: Оссовским, Виктором Попковым, Эдуардом Браговским. Одним из самых сильных воспоминаний юности для Владимира Анатольевича является поездка с художниками-друзьями отца в Ферапонтово. Он ночевал на одном сеновале с Виктором Попковым. Наблюдал как художники жили, творили, отдыхали с полной отдачей, и это стало примером для подражания на всю жизнь

Руткин Владимир Анатольевич
В.Ю.Астафьев рассказывает про реставрацию музейного металла
Другим подарком Суздаля стало знакомство с Астафьевым Виктором Юрьевичем, художником-ювелиром, реставратором и преподавателем высшей категории. Он закончил Константиновское - Красносельское училище художественной обработки металла в Костромской области, как раз в то время, когда в нём сначала просто преподавал, а потом стал заместителем директора наш незабвенный Иван Эрвенович Латышев. С большой любовью Виктор Юрьевич вспоминал, что с появлением Латышева, пришедшего после окончания Строгановского училища, уровень преподавания резко вырос. Также Иван Эрвенович всеми способами расширял творческие возможности студентов, считая ключевым в названии училища слово «художественное». Супруге Виктора Юрьевича он разрешил делать диплом в скульптуре, не считая, что студенты должны ограничиваться лишь «ювелиркой». Метровые скульптуры времён года, выполненные под руководством И.Э.Латышева, и сейчас украшают вестибюль Красноселького училища, а вместе с ними живёт добрая память в сердцах его учеников. Ведь именно при нём уровень образования стал таким высоким, что удивлялись приезжающие с проверками из «Строгановки» педагоги. Очень жалко, что не были знакомы с Виктором Юрьевичем месяц назад, когда искали старых друзей и знакомых И.Э.Латышева, чтобы пригласить на его выставку памяти.


И ещё один поворот сюжета. Когда преподаватель английского языка Евгения Александровна Левашова делилась фотографиями с открытия, выяснилось, что она хорошо знает и была дружна с Еленой Юрьевной из МАХУ, но потеряла номер телефона. Общими усилиями сообразили, что это Е.Ю. Машьянова - методист учебной части и большая любительница путешествовать. Туристические поездки по Владимиро-Суздальской земле познакомили Елену Юрьевну с Евгений Александровной, которая помимо преподавания занимается экскурсионной деятельностью и возит студентов по городам Золотого кольца. В Москву поехал от неё горячий привет, а через день состоялся обмен контактами
Р.В.Неводник беседует с В.Ю.Астафьвым и В.А.Руткиным
Покидая мегаполис
Документальный фильм рассказывает о художнике Владимире Руткине и его супруге Ольге, которые 30 лет назад уехали из Москвы в Ивановскую область. При этом расстояние в 300 километров не стало препятствием сохранению дружбы с давней столичной приятельницей филологом и журналисткой Еленой Ковачич. Как ей живется в Москве и как она приняла отъезд друзей? Чем привлекла Владимира и Ольгу русская деревня?

Режиссер Оксана Харламова
Операторы Виктор Бармин, Александр Тыж

Кинофестивали:
Всероссийский кинофестиваль «Под чистым небом», сентябрь 2023 — Диплом Лауреата.
Всероссийский кинофестиваль "Белая птица", г. Казань, май 2023 — Лучший режиссер-документалист.
Ивановское художественное училище
имени М.И. Малютина
Узнавание нового - безумно увлекательный процесс.
Проживая жизнь во власти клише и стереотипов, очень многое вокруг остаётся неузнанным. Про город Иваново давным-давно известно, что он столица текстильной промышленности и «город невест». Дореволюционное прошлое города почти перекрыто революционными событиями, которые в новой исторической формации отнюдь не популярны. Ещё меньше известно про Ивановское художественное училище, вплоть до вопроса: разве есть такое? Оказывается не только есть, но и всего на 5 лет младше МАХУ, в этом году отмечает свой 95-летний юбилей. В истории двух училищ - почти ровесников множество совпадений. Ивановское училище вполне могло стать «памяти 1905 года», если бы на пять лет раньше это название не было отдано Московскому изотехникуму. Иваново - столица рабочего движения, где в 1905 году образовался первый городской совет, и ещё в 1918 году Ленин с Луначарским обсуждали вопрос об увековечивании памяти восстания 1905 года.
Многие процессы шли в наших училищах практически синхронно: самыми первыми были станковые отделения; практически одновременно в середине1960-х - начале 1970-х  годов появились новые отделения оформительские и промграфики; также примерно в середине своего существования училища пережили переезды в новые здания. В 1965 году переехало Ивановское, в 1979 Московское. Но в данном случае ивановцам повезло больше, так как директор Орлов Виктор Алексеевич - участник Великой Отечественной войны, смог настоять на том, чтобы училище осталось в самом центре города на «музейном пятачке», бок о бок с Ивановским художественным музеем, Музеем ситца и Музеем промышленности и искусства, а не переместилось на самую окраину города. Наш директор, Илюхин Владимир Иванович, тоже участник войны и тоже боролся за сохранение здания на Сретенке. Если бы не его смерть в 1979 году, возможно здание удалось бы сохранить за МХУ.

Точно также менялся контингент и возраст обучающихся: от всесоюзного охвата до областного, постепенно состав учащихся становился все моложе  и теперь большинство поступает сразу после 9 или 11 классов, также все меньше мальчиков идёт в изобразительное искусство. А отличает нас в первую очередь специализация. У нас театр и реставрация, у ивановцев - дизайн четырёх направлений, помимо привычных графического и среды: текстильный (костюм и ткани), керамика, и ДПИ. Очередной пример значения личности в истории - керамическое отделение было создано трудами Маркуля Юрия Брониславовича, которого, в свою очередь, уговорил переехать с Украины и начать новое дело на новом месте заведующий отделением графического дизайна, заслуженный работник культуры РФ Васильев Константин Борисович. Юрий Брониславович давно умер, а его дело продолжают ученики. В итоге, в абсолютно не керамическом городе создалась целая школа керамики. Училище закупает все необходимые материалы, в том числе натуральные красители для полноценной работы студентов.

Но пора пройтись по училищу.
Мастерская керамики
Мастерская графического дизайна
Мастерская дизайна среды
Коридор второго этажа
Мемориальная выставка рисунков одного из первых преподавателей училища, в свою очередь учившегося в Санкт-Петербургском Центральном училище технического рисования барона А.Н. Штиглица. Рисовальная школа являлась филиалом училища Штиглица и была  открыта 01 февраля 1898 года. Она и легла в основу ИХУ.
Мастерская рисунка
Учебно-методическая выставка
Мастерская живописи
Студенты 4 курса пишут двухфигурную постановку
В коридоре 4 этажа выставлены работы из учебно-методического фонда ИХУ
В отличие от нашего фонда (МАХУ), где самые ранние работы датируются 1948 годом, здесь представлены произведения 1932-1933 годов - времён первого выпуска Ивановского училища
В завершении встречи, звучат пожелания о совместных проектах: выставке фондов старейших художественных училищ и периодической выставке лучших дипломов на заданную тему, выполненных в разных учебных заведениях страны. Также наших коллег волнуют изменения в образовательных стандартах.

И в качестве изюминки на торте о неожиданных связях: несколько лет МАХУ памяти 1905 года возглавлял владимирский художник, выпускник ИХУ Денисов Анатолий Егорович, к сожалению, фигура для училища весьма неоднозначная.

Хохлома
Директор Нижегородского художественного училища Николай Александрович Гущин родился в деревне Глибино Ковернинского района Горьковской области в семье потомственных хохломских художников. Он - седьмой из восьмерых детей в семье, где все сёстры занимаются хохломской росписью, а братья изготовлением деревянных форм под роспись, в семье, где в одном поколении целых два народных художника: он и старшая сестра. Кроме этого он - академик РАХ по отделу ДПИ и единственный представитель декоративно-прикладного искусства в Академии от Нижегородской области.

Николая Александровича отличает характерный нижегородский говорок, который журчит как ручеёк, с особыми интонациям-поворотами. Поневоле вспоминается фильм Василия Шукшина «Печки-лавочки» с главным героем в его исполнении, который с простонародной хитринкой рассказывает собравшимся московским интеллигентам про кобылу.
Николай Александрович тоже с удовольствием рассказывает про родные края, и с ещё большим удовольствием делится радостью жизни и творчества, помогая прикоснуться к народному искусству - золотой хохломе, построенной на трёх главных основополагающих цветах: чёрный - родная земля, красный - красота, кровь, энергия жизни, жёлтый-золотой - солнечное сияние. Иногда используется зелёный - разгара лета, но очень дозировано.

Нельзя было пренебречь уникальной возможностью оказаться на мастер-классе по хохломской росписи, который Народный художник Гущин проводил для сотрудников Нижегородского комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами. Учитывая, что всего неделю назад было 8 марта, пришедшееся на субботу - выходной день, для женщин получился настоящий весенний праздник.

Буквально за считанные минуты серьёзные государственные служащие превратились в улыбчивых и весёлых девчонок, которые не только открыв рот смотрели на работу художника, но прекрасно справились с росписью тарелки сами, сделав по два-три варианта. По признанию женщин, у них с утра был очень тяжёлый день, но после мастер-класса они разлетались, как на крыльях. Вот она - волшебная сила искусства! Даже те, кто сначала пришёл только посмотреть, не вытерпев, присоединились к импровизированной артели.
Мастер-класс по хохломской росписи
Сквозь время и пространство:
Москва — Йошкар-Ола
Между Москвой и Йошкар-Олой много городов. На трассе М7 всего в 25 километрах друг от друга находятся два скромных города, омываемых рекой Клязьмой: Вязники и Гороховец. Из года в год проезжаешь мимо. Мимо чего? Сам не знаешь. Или знаешь, что в Гороховце пишут свой первый пленэр студенты Суриковского института, вроде у них там творческая база. А своими глазами не видел, только на чужих этюдах. А ведь стоит только чуть-чуть свернуть...

Вязники — многоуровневый город над разлившейся в протоки и старицы Клязьмой. По сугубо примитивно-туристической версии название пошло от дружного крика горожан, наблюдающих завязшего под горой в грязи, возвращавшегося с охоты из заречного леса злого и нелюбимого князя Кия: «Вязни Кий, вязни Кий». В общем, докричались. Хотя более реальная и красивая - большое количество растущих здесь вязов. Классический город с купеческой застройкой 18-19 веков: рынок, пожарка, церкви, главная площадь, памятник Ленину. Приехали прямо к митингу, посвящённому дню рождения вождя — советское детство помогло сообразить: 22 апреля
Гороховец - изысканный монастырский город, очаровавший в своё время академика Игоря Эммануиловича Грабаря и вполне достойный списка ЮНЕСКО. Два монастыря рядом: на горе мужской, под горой - женский и ещё один за рекой, за наплавным понтонным мостом. В те времена юго-восточная пограничная засечная черта Руси проходила по реке Оке и называлась «Поясом Пресвятой Богородицы». Естественным продолжением этого пояса и был «град Святой Богородицы Гороховец», прикрывавший границу с востока. Первый раз Гороховец упомянут в Лаврентьевской летописи, датированной 1239 годом, когда его впервые сожгли татаро-монголы В самом центре населённого пункта — Пужалова гора. По очередной легенде во время очередной осады на горе показался исполинский витязь, испугавший врагов. Сейчас на ней горнолыжный курорт с самыми противоречивыми о себе отзывами.
Но это только присказка, сказка оказалась впереди. Город «вне стиля», как назвал его главный архитектор города Анатолий Игнатович Галицкий, проработавший здесь с 1966 по 2007 год. Он автор многих знаковых объектов стильной советской архитектуры: Дворец культуры имени XXX-летия Победы (1975), Дворец культуры имени В.И. Ленина (1977), Русский драматический театр (1984), Республиканский театр кукол (ныне — Марийский театр юного зрителя) (1989), кинотеатр «Эрвий», спорткомплекс «Юбилейный», торговый центр «Савария», здание казначейства, жилые дома необычной формы («кривой», 1976; «бабочка», 1978; «одеколон», 1992 и др.).

Вне стиля Йошкар-Ола начала становится с начала 2000-х годов, когда по берегам Малой Кокшанги началось строительство набережной Брюгге. Как сейчас шутят в интернете, тогдашний Президент Республики Марий Эл, а с 2017 года осуждённый за взятку Леонид Маркелов, поклонник европейской архитектуры и Козимо Медичи, видимо предвидел будущие затруднения с посещением заграницы и решил, как когда-то американские миллионеры перевозили замки вместе с приведениями из Франции в Новый Свет, устроить между Чебоксарами и Казанью свою Европу. И самое удивительное, что ему это удалось. Имена архитекторов и источники финансирования — тайны, покрытые мраком. Может быть Йошкин кот?
Но и это ещё не все. В обычном квартале между ГИБДД, Прокуратурой и Верховным судом находится НЕЧТО. Проще сказать «Гауди отдыхает...». Но не тут-то было. При ближайшем рассмотрение оказывается, что отдыхает не только Гауди, но и Хогвартс.

История вычитанная в интернете, оказалась не хуже визуала: в самом конце советской эпохи на комсомольских мероприятиях познакомились парень и девушка, занимались вместе вожатской работой, хотели нести свет и добро детям. Началась перестройка. Девушка всё-таки поступила в педагогический и его окончила. Парень тоже поступил, но пришлось зарабатывать деньги. Путь в бизнес, как и у многих, начался с видеосалона. Прошли годы. Девушка стала учителем, но система не позволяла работать так, как хотелось. Парень стал успешным бизнесменом и смог подарить любимым женщине и своим детям, а заодно и детям всего города школу мечты, куда хотелось бы бежать с утра и откуда не хотелось бы уходить вечером.

Назвали её ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО. Но самым чудным стало то, что школу сделали государственной, а здание осталось частным — что гарантирует сохранность выбранного педагогического курса. Вот вам и Йошкар-Ола!
Возвращаемся к истокам — к провинциальным встречам:

В художественном музее Йошкар-Олы проходит выставка «Провинциальные истории». Естественно, созвучное название привлекает внимание. А вот вам и встреча - один из двух экспонентов Валерий Валентинович Архипов - выпускник Училища памяти 1905 года, декан художественного факультета ВГИК, заслуженный художник и прочая, прочая, прочая...

В экспозиции Национальной художественной галереи три пейзажа города Козьмодемьянска кисти Федора Помелова. Он только что стал заслуженным художником и тоже выпускник МХУ памяти 1905 года. Напротив Фединых пейзажей портрет Кима Бритова. Он к МАХУ отношения не имеет, но зато его дочка Наталья Кимовна также наша выпускница. В довершении вышесказанного выяснилось, что в коллекции Национального музея им. Т. Евсеева хранятся этнографические рисунки Павла Радимова, выполненные по личной просьбе Тимофея Евсеева. Радимов был тогда казанским художником, потом в 1920-30-е годы преподавал в Московском художественном училище.

Увидев очень высокий и созвучный нашим фондовским работам уровень Йошкар-Олинского художественного училища не удержались от вопроса, кто у них считается ведущим преподавателем. Оказалось, что это недавно ушедший на пенсию Курочкин Владимир Демидович. Состояние здоровья не всегда позволяет ему участвовать в просмотрах и экзаменах, но бывшие ученики, в том числе Иван Иванович, частенько приходят в мастерскую Учителя за советом. Работы, выпавшие в интернете, только раззадорили аппетит. Очень хотелось увидеть творчество уважаемого педагога и художника живьём. На наше счастье оказалось, что в залах Йошкар-Олинского Союза художников готовится его выставка, а председатель Союза Анна Андреевна, которая при выгрузке нашей выставки бросилась помогать таскать работы и была принята за студентку, готова показать выставку на стадии монтажа. К сожалению, на выставке представлена только графика, но зато какая! Портреты, обнажёнка. Очень разные материалы трактовки, подходы. Так сейчас уже не рисуют.
Анна Андреевна, не смотря на юный вид и возраст, закончила местное училище и филиал Суриковского института, когда он функционировал в Казани. Про это нам рассказывал в Казанском училище Айрат Габдуллович Хамидуллин. Также у А.А. Санниковой совместно с подругой по учёбе в Казани сейчас проходит выставка «Эхо предков» в Национальной галерее Йошкар-Олы.

Активно работающий художник, Анна Санникова является участником Арт резиденции в Елабуге. Данный проект проводит Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник уже в двадцатый раз. Заявку на участие можно заполнить до 10 июня. В проекте имеют возможность участвовать около 40 художников. Тема этого года «Песни души». Художники обеспечиваются проживанием, питанием, холстами, бумагой. По завершении проекта организуется выставка. Не менее двух работ от каждого участника остаются в коллекции музея. Анна Андревна участвовать собирается. Проинформировала и нас. До встречи летом в Елабуге, на родине Ивана Шишкина, на пленэре!
Экскурсия по Йошкар-Олинскому художественному училищу
Марийское республиканское художественное училище было открыто в 1970 году и за 55 лет своего существования полностью выполнило свою задачу комплектации художественными кадрами Марийского регионального союза художников и Союза дизайнеров Республики Марий Эл. Если смотреть по карте, то Училище Йошкар-Олы является вершиной как малого треугольника, образованного художественными училищами Казани и Чебоксар (соответственно Республик Марий Эл, Татарстана и Чувашии), так и большого: Йошкар-Ола - Казань - Чебоксары - Нижний Новгород. Из подробного рассказа директора училища, Заслуженного  работника культуры Российской Федерации, Заслуженного художника Республики Марий Эл Маклашина Бориса Владимировича стало известно, что Училища поддерживают между собой тесные дружеские связи, а выпускники Йошкар-Олинского училища продолжают своё образование в Москве (Строгановка, Суриковский институт, в последние годы пользуется особой популярностью Академия И.Глазунова), в Чебоксарах (Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева), в Казани (филиал Суриковского института) или непосредственно в Йошкар-Оле в Марийском государственном университете.
Информационные стенды об училище на первом этаже
В ныне существующее здание Училище переехало в 2003 году, а через год получило своё нынешнее наименование. Первоначально Училище располагалось в двухэтажном деревянном доме, потом ему досталось вытянутое одноэтажное строение очень мало напоминающее учебное заведение с удобствами во дворе. Даже долгожданный переезд в новое четырёхэтажное здание не дал ожидаемого комфорта, так как построенное в начале 2000-х годов помещение приходилось постоянно ремонтировать. Кроме того, в отсутствии огороженной территории на его крыльце постоянно собирались окрестные асоциальные элементы. В настоящий момент территория в порядке, ухоженная и уютная. Дополнительный колорит создаёт пение петухов из расположенного вокруг Училища частного сектора.
Дипломные работы на главной лестнице
Сейчас помимо Училища в здании на третьем этаже расположилась Школа креативных индустрий, такая же как в Казани (всего их организовано 32). Несомненным плюсом стала возможность замены оборудования и оснащение училища современными компьютерами, осуществление современного ремонта. Но не обошлось и без минусов. Если первоначально на четвёртом - мансардном этаже располагались мастерские педагогов, то теперь с третьего этажа сюда переведены библиотека, натюрмортный и учебно-методический фонды, преподавательская. Но даже это не решило проблему недостатка учебных и производственных площадей. Чтобы собрать, наладить и использовать современные станки по печати на ткани, печати постеров на холсте, изготовлению мелких деревянных деталей (подрамников, макетов и других всевозможных изделий), 3D принтер и другое оборудование Училищу пришлось снять дополнительное помещение и внести изменения в Устав, чтобы иметь возможность вести коммерческую деятельность, создав на базе Школы индустрий Резиденцию стартап.

Школа креативных индустрий

Об этом подробно рассказал директор Школы, выпускник Училища Кошкин Андрей Евгеньевич. Он поделился также информаций про возможности использования светового и мультимедийного оборудования в Зале Искусств, где развешена наша выставка. Зал может быть как выставочным и учебным пространством, так и театральной площадкой с занавесом и возможностью установления декораций, кинозалом с большим экраном. переговорной. Для каждой задачи есть необходимое оборудование и мебель. Также Андрей Евгеньевич поделился информацией, что окна училища снабжены светонепроницаемыми шторами, и есть возможность выставлять свет, имитирующий дневной, а также регулировать тепло-холодность, создавая, к примеру, эффект закатного солнца, чтобы не зависеть от времени суток и сезонов.

Честно говоря, эти достижения современных технологий вызвали неоднозначную реакцию. Во-первых, искусственный свет, как бы он не был хорош, это все же не естественный. Далее, отсутствие необходимости мобилизовываться, чтобы успеть поймать световой день, расхолаживает художника-студента. Ну и в творчестве полностью исключается элемент случайности - неожиданного рефлекса от облака, луча солнца и тому подобного. Тут есть о чём поразмыслить. А вот с мнением Андрея Евгеньевича по приоритетному формированию кадрового состава преподавателей из выпускников Училища нельзя не согласиться.
Методическая выставка по живописи

В училище две специальности: живопись (станковая и театральная) и дизайн. По главной лестнице развешены дипломные работы разных лет. По словам Бориса Владимировича, с 1983 года, сразу по окончании МВХПУ (бывш. Строгановское), работавшего в Училище преподавателем специальных, общепрофессиональных дисциплин, затем с 1988 по 1996 год возглавлявшего предметно-цикловую комиссию, а с 2000 года работающего директором, у студентов, как и у артистов, сложился свой определённый репертуар. Традиционно бывают представлены темы деревни, деревенского дома, бабушек и дедушек, марийских национальных праздников, студенческая тема (автопортреты, учёба). В меньшей степени привлекают внимание историческая, библейская темы, семья, театр и тому подобное. Зато без темы одиночества, тоски не обходится ни одна защита ни в одном учебном заведении.
Методическая выставка по рисунку

Конечно, было бы безумно интересно посмотреть студенческие дипломы в совокупности и возобновить выставки дипломных работ выпускников училищ, которые раньше проводились с периодичностью раз в пять лет. В последние три года стало устойчивым достижением проведение ежегодной демонстрации дипломных работ выпускников ВГИК им. С.А. Герасимова, МГАХИ им. В.И. Сурикова, Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Репина, Академии акварели Сергея Андрияки в ЦДХА на Крымской набережной в Москве. А последняя Всероссийская выставка дипломных работ выпускников средних художественных училищ по специальностям «Живопись», «Скульптура» и «Дизайн» проходила в далёком 2009 году. Сколько поколений художников было выпущено с тех пор страшно представить. Даже если выставить лучшие дипломы за последние 10-15 лет, без сомнения, удастся проследить тенденции и перспективы развития изобразительного искусства, скорректировать художественное образование, почувствовать пульс поколения. ФГОСы меняются, а даёт ли это ожидаемый масштабный результат, остаётся неясным и недоказуемым.

Не менее интересным может стать выставочный проект по экспонированию лучших работ из учебно-методических фондов училищ, многие из которых уже прошли столетние рубежи. Как показывает наша поездка на стенах училищ представлены очень интересные работы, в фондах хранятся не хуже. Общая проблема одна — состояние сохранности. Учебные работы уже давно состоявшихся и составивших славу изобразительного искусства Российской Федерации художников не музеефицированы, практически не учтены, часто не разобраны, не описаны, могут быть легко утрачены. Искусствоведческими исследованиями эта колоссальная тема практически не охвачена. Юбилейные выставки МАХУ спровоцировали разбор и приведение в порядок методического фонда. Возможно всероссийский проект мог бы привлечь всеобщее внимание и средства к феномену русского, советского и российского художественного образования, позволить сохранить совершенно уникальные произведения искусства, имеющие художественную и историческую ценность.
Работы И.П. Мясникова

Живопись и академический рисунок, вывешенный в коридорах Йошкар-Олинского училища, по подходу близок московской школе. Особенно впечатляют рисунки Игоря Петровича Мясникова (1938-2014). Мастер цветной литографии, автор фресок, витражей, росписей, панно, серии гуашей, член СХ РФ, за его плечами участие во всесоюзных, всероссийских, региональных выставках, годы преподавательской работы в Йошкар-Олинском художественном училище. Представленные работы выполнены в годы учёбы в Репинском институте в Ленинграде. Очень похожие работы недавно демонстрировались в МАХУ на выставке памяти Михаила Васильевича Дмитриева, учившегося там же примерно в те же годы.

Ещё одной очень значимой и уважаемой фигурой Училища является недавно оставивший преподавание по состоянию здоровья Курочкин Владимир Демидович. О его творчестве будет рассказано в разделе «Провинциальные встречи».

На театральном отделении училища полным ходом идёт подготовка к дипломной защите. Защита включает в себя подробную сценографию произведения, эскизы костюмов и макет. Подготовка дипломной работы ведётся весь четвёртый курс. Всё это рассказала студентка-выпускница Рыболова Светлана, для защиты выбравшая искромётный роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Она же поделилась планами поступления во ВГИК на факультет анимации и мультимедиа. Задача трудная, но как считает сопровождавшая нас в путешествии по училищу заместитель директора по учебной работе. обаятельная и отзывчивая Олеся Юрьевна Орлова, для Светланы вполне решаемая. Желаем Свете успешно пройти абитуриентскую компанию!
Макеты студентов 4 курса театрального отделения
Стан Иван Иванович с волшебной указкой
Удалось заглянуть и на «композиционную кухню», с момента выгрузки помогающего нам, любимца всего Училища Стана Ивана Ивановича. Выпускник Училища, он окончил Чувашский университет и вернулся преподавать. Он - действующий художник, успевающий до своей преподавательской деятельности несколько часов поработать в мастерской. Для справки: занятия начинаются с 9-30, в мастерскую Иван Иванович приходит в 6 часов утра.

Недавно в Художественном музее Йошкар-Олы прошла его персональная выставка, приуроченная к тридцатилетию автора. Помимо традиционной реалистической живописи он показал демонические работы в жанре хоррора, которые пользуются широкой известностью далеко за пределами Республики. На стенах аудитории представлены композиционные схемы известных картин. Студенты второго курса работают над библейской темой. Насколько это им «по зубам» покажет просмотр.

Однако, руководствуясь опытом преподавания аналогичного предмета в коллеже ВГИК, на собственном опыте знаю, что во-первых, давать свободный выбор библейского сюжета студентам очень рискованно. Аналогичный выбор мифа Древней Греции занял у моих ребят несколько месяцев (из двадцати недель второго семестра), а не каждый сюжет подходит для решения определённых композиционных задач. (На следующий год дала следующему курсу одну общую тему «Храбрый Персей» К. Чуковского, то есть миф в адаптированной для детей обработке. Результат был на несколько порядков выше). Изучение и осмысление такого глобального литературного источника у художника Александра Иванова занял всю жизнь.

Следующим логичным этапом является сбор материала. Учитывая тематику, сделать на качественном уровне это вряд ли удастся, только срисовать, так как к задрапированным человеческим фигурам обучающиеся подойдут, в лучшем случае, в конце третьего курса. Также прошёл только год, как они начали писать масляными красками. И опять же тот же Александр Иванов выполнил свои эскизы на тонированной бумаге акварелью и графическими материалами.

Такой подход даёт возможность сделать быстро, много, легко, что однозначно полезнее для развития композиционного мышления. Заведомо сложные задачи у неподготовленных студентов вызывают панику, разочарование, неуверенность в собственных силах. Хотя у Ивана Ивановича в руках волшебная палочка, и он полон позитива, но обмен опытом, как было во времена факультета повышения квалификации преподавателей при МАХУ, не помешал бы любому и более возрастному педагогу. Учителями ведь тоже не рождаются. Не хотелось бы, чтобы это выглядело умничаньем или огульной критикой. К сожалению, жёсткий график передвижной выставки исключает проведение круглых столов и других подобных мероприятий.
Студенты 2 курса станкового отделения на занятиях по композиции
Учебные пособия по композиции - анализ произведений искусства
Специальность «Дизайн» представлена дипломными работами на стенах Училища. Уже не первый раз сожалеем, что в рамках передвижной выставки не имели возможности привезти наши работы по дизайну. Уровень преподавания дизайна в Йошкар-Оле вызывает уважение и зависть.

Накануне открытия удалось познакомиться с преподавателем дисциплин «Дизайн-проектирование», «Средства исполнения дизайн-проектов», «Типографика», «История дизайна» Хаповой Тамарой Павловной. В своё время она окончила Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина, была распределена в город Пятигорск и работала в большом профессиональном коллективе, разрабатывавшем изделие от и до. Причём это были совершенно разные вещи из разных материалов, что заставляло постоянно развиваться. После переезда в Республику Марий Эл Тамара Павловна уже в достаточно зрелом возрасте окончила Марийский государственный университет по специальности «Культурология» и особенно прониклась к предмету «Социология». Она —Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл. Её общий трудовой стаж по специальности 49 лет, преподавательский 28. Этого никак нельзя предположить, глядя на активную и креативную женщину, которая по бодрости духа и остроте мышления легко обойдёт своих нынешних слегка вяловатых и сонных студентов. Тем не менее, среди её выпускников есть вполне успешные, в частности автор диплома по «Денискиным рассказам», продолжающие своё образование в высшей школе.
Дипломные работы по дизайну
Удалось заглянуть в библиотеку, натюрмортный фонд, преподавательскую, в мастерские по живописи и рисунку, чьи окна грамотно расположены с северной стороны здания, увидеть стойку для палитр и любимое студенческое кресло. В общем и целом всё как у всех, но с особым радушием.
Йошкар-Ола - Яранск - Советск - Киров
Между Йошкар-Олой и Кировым четыре часа дороги. Места глухие, поля, леса, реки, связи почти нет, попутных и встречных машин тоже. Солнце, облака, редкие живые и заброшенные деревни. И два крупных населённых пункта - древний город Яранск и Советск (дореволюционное название Кукарка).

Встреча с Яранском была предвосхищена практически детективным рассказом, свежепрочитанным в книге Андрея Сарабьянова «Русский авангард и не только». Третья глава книги «Поиски и находки» рассказывает об искусствоведческих путешествиях автора в поисках «русского авангарда» в 1980-х годах по музеям разных городов: Астраханская государственная картинная галерея, Самарский и Ульяновский областные художественные музеи, Ростово-Ярославский музей-заповедник, Владивостокская Приморская картинная галерея.
Одно из зданий Кировского областного художественного музея (бывший дом купца И. С. Репина). 1815. Архитектор М. А. Анисимов.
И вдруг, рядом с такими «монстрами», читаем у автора:

«Наверное, самым важным событием в моих поисках авангарда по региональным музеям была находка в Яранске Кировской области. Впервые в Кировскую область (до революции она была Вятской губернией) я попал в конце 1980-х годов. Моей целью был Кировский областной художественный музей, куда с начала 1919 года и до середины 1920-х из Государственного музейного фонда передавались произведения авангарда. Тогда я ещё не знал, что уже иду по следу «3-ей передвижной художественной выставки» 1921 года. В экспозиции Кировского музея, естественно, никакого авангарда не было. А в запасник меня пустили благодаря так называемому «отношению», в котором излагалась просьба всячески содействовать моей «важной работе по заказу Союза художников СССР». Директором тогда была Алла Анатольевна Носкова - человек, который много полезного сделал для своего музея. От понимания авангарда она, конечно, была далека, но честно хранила все авангардные произведения. В тот день я познакомился с Ниной Мартыновой - молодой научной сотрудницей музея - и увидел в ней человека, интересующегося новым искусством. Она попросила меня взять её с собой в запасник, чему я страшно удивился. Оказалось, что Алла Анатольевна пускает туда только избранных сотрудников. Я рискнул пойти против воли директора, и Мартынова впервые оказалась в запаснике.
Андрей Дмитриевич Сарабьянов
Спасибо Вам, Алла Анатольевна, и за пропуск в запасник, и за Нину Мартынову! Мартынова вскоре, по моему настоянию, написала статью о первом вятском модернисте Михаиле Демидове, чьё собрание картин хранится в музее. Эту статью я опубликовал в сборнике «Панорама искусств 13». А через некоторое время Нина Мартынова стала главным хранителем Кировского музея. Помню, как из темноты запасника выносили одну за другой картины авангардистов. Разные, яркие, красочные, они будто сами выплывали на свет. Это было какое-то волшебное, сверхъестественное действо...».

В свой следующий визит в Киров в 2016 году Андрею Сарабьянову посоветовали обратиться к Анне Владимировне Шакиной, курировавшей в тот момент вопросы культуры при губернаторе Кировской области.

Далее он пишет: «Когда я рассказал Анне о целях своего приезда, она загадочно произнесла: «Вам нужно поехать в Яранск». «Что за место и зачем туда ехать?» - спросил я. «Поезжайте, не пожалеете!..» - было сказано мне в ответ. Это были пророческие слова - я не только не пожалел, я был награждён неизмеримо.
Торговые ряды в Яранске
В Яранске я оказался впервые - красивый русский город со следами былого купеческого богатства. Когда-то на таких городах держалась Россия. Сегодня все по-другому, город выживает как может. Краеведческий музей на первый взгляд ничем не отличался от многих музеев такого рода. Напротив, он в некотором роде восхищал своей типичностью - берёзки с белочками и зайчиками за стеклянной витриной, палеонтологические находки в виде черепа ископаемого носорога, рисунки детской студии, предметы крестьянского и городского быта. Знакомая и трогательная картина. Но где же загадка? Она таилась в так называемом хранении - небольшой комнате полуподвала. Вот я там. На стол положены холсты, края свисают вниз. Смотреть на это без сожаления и даже страдания было невозможно».
Яранский краеведческий музей
Далее Сарабьянов перечисляет: сверху лежал пейзаж Николая Фешина, под ним большой холст - театральная декорация Федора Федоровского, потом работа Георгия Лазарева, забытого художника — ученика Ильи Машкова, чьих сохранившихся работ на тот момент было известно четыре, неизвестный эскиз декорации Александра Родченко, датированный 1915 годом и выполненный в Казани, три графических листа Василия Кандинского, большой лист Варвары Степановой, серия офортов мало известного Николая Синезубова, три ранних редчайших листа Варвары Бубновой. Вот что прятали белочки и зайчики.

Поэтому факт проезда через Яранск волновал. Даже на ходу из окна машины, не успевая сделать фотографию, тем не менее удалось получить живое впечатление от города. Проехать сквозь, как всегда с надеждой вернуться ещё раз и хоть на чуть-чуть задержаться, походить, порисовать.
Яранский краеведческий музей
Советск - Кукарку захватили только краешком пути, зато полюбовались большими реками: Пижмой и Вяткой. Местность называется в народе Трёхречье - третья река Кукарка, а неподалёку в Пижму впадает Нейда, которую пересекли чуть раньше. Вода в реках весенняя, шальная, течение быстрое. Киров стоит выше на реке Вятке, до него ещё 137 километров. Версий исторического названия города Кукарки целых три: булгарская, марийская и удмуртская. Человеческое поселение известно здесь с 3 века до н.э., поблизости находится Пижемское городище.
Киров встретил обычной окраиной большого города: сначала все уплотняющиеся дачные поселки, потом промзоны, склады, железные дороги, современные, практические одинаковые везде панельные кварталы. Центр города - строгий, советский, имперский: большие площади, памятник Ленину, общественные здания, театр, сталинский ампир. Действительно от дореволюционной Вятки здесь осталось немного. Может быть именно поэтому город, принявший в эвакуацию много заводов, оставшийся большим и промышленным, решил сохранить своё жёсткое и суровое имя. При этом Кировский музей переименован в Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, имеются Вятское художественное училище, Вятский государственный университет и тут же Кировский государственный медицинский университет. Впрочем, если уж следовать истории до конца, то Вяткой город Хлынов стал в 1740 году. Совсем недавно, в сентябре 2024 года, город трёх равнозначимых имён, отметил своё 650-летие и позиционирует себя, как столица рассветов, видимо в противовес 600-летнему Нижнему Новгороду — столице закатов.
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Естественно, посещение Вятского художественного музея было приоритетным. Его экспозиция, сплошь состоящая из первых имён и произведений завораживает и восхищает. Формированию такой коллекции музей во многом обязан Николаю Георгиевичу Машковцеву. Известный историк искусства, уроженец Вятского края, он в 1918-1927 годах заведовал отделом провинциальных музеев Всероссийской коллегии по делам музеев при Народном комиссариате просвещения. Занимаясь комплектованием музеев, Машковцев особое внимание уделял коллекции Кировского музея. Чрезвычайно приятно увидеть работы основоположников живописных традиций МАХУ П.И. Петровичева, Н.П. Крымова, В.Н. Бакшеева. А вот стенка Ильи Машкова, его хрестоматийная работа «Снедь московская. Хлебы». Подождите, его работа в ГТГ, это точно. Авторский повтор?
Весь этот длинный рассказ является вступлением к ещё одной искусствоведческой находке.

Год назад, в начале юбилейного пути, с подачи Юрия Львовича Ланглебена, состоялось посещение выставки преподавателя Училища памяти 1905 года 1930-х - 1940-х годов художника Антона Николаевича Чиркова в галерее на Шаболовке.

Посмертно художники чётко делятся на две категории — те, у кого есть родственники, готовые заниматься их творческим наследием: систематизацией, изучением, демонстрацией и пристраиванием работ, и те, чьё наследие оказывается никому не нужным. Потом, спустя десятилетия, их работы искусствоведы будут собирать по крупицам на пересчёт. Цельность восприятия творчества в таких условиях окажется невозможной.
Антону Николаевичу повезло. Его внучка Елена Дмитриевна, отнюдь не искусствовед по образованию, давно и прочно в теме. Наследие отреставрировано (первым реставратором стал как раз выпускник Училища Юра Ланглебен), оформлено, публикуется, периодически выставляется. Среди других работ на выставке блистал натюрморт «Снедь московская. Хлебы», написанный Чирковым в период учёбы в мастерской Машкова во ВХУТЕМАСе. Куратор выставки рассказал заинтересованным зрителям, что и сам Машков написал ту же постановку. Его версия как раз и висит в Третьяковке.

С визита на выставку началась дружба с Еленой Дмитриевной Чирковой. Она с супругом не пропустили ни одной выставки Училища, организованной в рамках Юбилея, начиная с летней выставки Алексея Константиновича Деулина. Проектов было много и разных, зрители тоже распределялись по-разному. И только эта пара посетила все. Они стали главными экспертами нашей деятельности. Работать без повторов демонстрируемых работ, каждый раз по-иному организуя выставочное пространство и проводя открытие, стало делом чести. В ответ Елена Дмитриевна пригласила в книжную гостиную Новой Третьяковки на вечер из цикла «Забытое искусство 1920-х - 1940-х годов» об Антоне Чиркове и Сергее Маркине. Из её выступления стали известны подробности написания натюрморта: оказывается студенты поставили его сами, закупив хлебобулочные изделия в лавке около ВХУТЕМАСа. Илью Ивановича настолько впечатлила постановка, что он написал её сам, только гораздо быстрее учащихся.

Впоследствии, он говорил, что работа Антона Чиркова нравится ему больше собственной.
И вот Киров, музей и ещё один точно такой же натюрморт. На этикетке указано: Шмелев Федор Константинович (1906-1991). Снедь московская. Хлебы. 1924. Холст, масло. Поступление в 2009 от Н.К. Шмелева, дар.


От такой находки охватывает своеобразный трепет, наверное, немного похожий на чувства Андрея Сарабьянова в Яранске. Фотография стены, работы и этикетки отправляется в Москву Елене Дмитриевне. И вот её ответ: «Это конгениально! Мы знали, что «Хлебы» писали пять человек, но кроме Георгия Рублева никого не могли найти! Спасибо Вам огромнейшее, что увидели и прислали фото! Спишусь с музеем. Может быть у них будут какие-то подробности».

Вот такая на этот раз получилась провинциальная встреча!

Вятский палеонтологический музей
Чтобы внести разнообразие в путешествие, рекомендуется посещение Палеонтологического музея. Как уже стало понятно, Вятская земля богата на сюрпризы. Недалеко от города Котельнич в высоком красном берегу реки Вятки были обнаружены кости динозавров. Поэтому небольшой по площади музей, состоящий всего из двух залов, расположенных на третьем этаже местного Кировского кукольного театра, кстати одного из старейших в России, показывает изобилие подлинных экспонатов и по логичности, оформлению, ёмкости экспозиции уверенно конкурируя с Московским и Пермским палеонтологическими музеями, Берлинским музеем естествознания. Скелеты Горгонопса вяткогоргона, Тероцефала вяткозуха и прочих парейазавров ползут, скалятся, отдыхают. Второй зал с помощью слепков самых интересных мировых находок демонстрирует эволюцию растений и животных.
Добро пожаловать в город Киров!
Экскурсия по Вятскому художественному училищу
Вятское художественное училище им. Аркадия Рылова
Вятское художественное училище им. Аркадия Рылова позиционирует себя как территория творчества. Действительно, располагаясь в исторической части города в старинном особняке, это очень молодое и современное по духу учебное заведение. Не исключено, что во многом это происходит благодаря его директору Наумову Максиму Владимировичу. Он молод, полон креативной энергии, сам активно развивающийся художник, который завоевал доверие коллектива и ведёт своё училище к новым высотам. Своё, в прямом смысле, так как Максим Владимирович начинал образование в художественном лицее при училище в лихие 1990-е, когда по вечерам на улице не редко были слышны выстрелы, а в лицее музицировали, разучивали танцы, живописали, продолжил в училище, закончил в институте, и вернулся к истокам в качестве руководителя слаженной команды, которая помогла выгрузить и подготовить к открытию нашу выставку за считанные часы.
Экскурсию по училищу для нас провела заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Геннадьевна Лебедева. Она тоже выпускница училища и уже более десяти лет занимает свой ответственный пост. Первые десять лет ей пришлось работать буквально 24/7, а точнее по 12 часов 6 дней в неделю, да и сейчас постоянные реформы и нововведения в художественном образовании не дают расслабиться ни ей, ни методистам. О том, насколько ответственно и с любовью относятся здесь к преподавателям и студентам свидетельствует расписание сессии, где чётко расписано какая оценка после экзамена или зачёта идёт в диплом, а какая влияет на стипендию. Это очень упрощает понимание учебного процесса для всех участников.
Дом Аркадия Васнецова
Итак, начнём с краткого экскурса в историю Вятского художественного образования: как и во всех крупных губернских городах, в том числе в которых побывала наша передвижная выставка, а именно в Иванове, Нижнем Новгороде, Казани, к концу 19 века в Вятке остро встал вопрос об организации профессионального художественного образования. До этого момента дело ограничивалось преподаванием ИЗО в гимназии или обучением в частной студии, и если в городе жил достойный художник-преподаватель, то появлялись и ученики, а самые одарённые уезжали учиться в Академию художеств в Санкт-Петербурге или поступали в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Собственно, такова судьба двух самых известных вятских художников Виктора и Апполинария Васнецовых. Виктор, обучаясь в сначала в Вятском духовном училище, а затем семинарии, брал уроки у гимназического учителя живописи Николая Чернышева, разглядевшего и развившего в нём талант. Поступив учиться в Императорскую академию художеств, в один из приездов в Вятку он познакомился с ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого попросил заниматься с младшим братом Апполинарием. В городе, среди современной и элитной застройки на краю оврага притулился скромный по современным масштабам деревянный дом Аркадия Васнецова, брата художников. В нём они останавливались, посещая Вятку.
Дом-музей Николая Николаевича Хохрякова
А совсем рядом, в зоне видимости, в другом старинном доме находится дом-музей Николая Николаевича Хохрякова. За талантливого мальчика из небогатой мещанской семьи ходатайствовал уже Апполинарий Васнецов, показав его рисунки Ивану Шишкину, тоже земляку из Елабуги, относившейся тогда к Вятской губернии. В результате Николай два года бесплатно обучался в мастерской Шишкина в Санкт-Петербурге. В 1882 году был вынужден из-за финансовых трудностей вернуться домой, серьёзно занялся живописью и уже в 1884-86 годах успешно выставляется на передвижных выставках. Работу «Пасмурный день» приобрёл для своей галереи П.М. Третьяков. Именно вокруг Хохрякова сформировался в Вятке первый художественный кружок.
Вятский художественно-промышленный техникум
Один из его учеников, Алексей Деньшин, почти сразу после революции начал ратовать за создание в Вятке Государственных областных художественно-промышленных мастерских, которые в 1922 году были преобразованы в Вятский художественно-промышленный техникум. В нем преподавал Н.Н. Хохряков и многие из его учеников, успевших получить высшее образование в Санкт-Петербурге. И было бы Вятское училище на три года старше Московского, но тернист оказался его путь. В 1937 году его преобразовали в физкультурно-художественное педагогическое училище, с началом Великой Отечественной войны и вовсе закрыли. В 1968 году по инициативе ещё здравствующих преподавателей и выпускников довоенного периода при музыкальном училище создаётся художественное отделение. С 1975 года Кировское, а ныне Вятское художественное училище становится самостоятельным учебным заведением, в этом году отметившим своё 60-летие. К этому событию издан небольшой альбом с краткой историей училища и дипломными работами выпускников разных лет и отделений. Также лестничная площадка второго этажа оформлена плакатами с историей училища.
Вятское художественное училище
Любопытно, что и здание, в котором располагается ныне училище, было его первоначальным домом, в который после долгих лет скитаний по соседним особнякам оно вернулось. Сейчас это целый комплекс исторических зданий, из окон которых открываются прекрасные виды на центр города, с живописнейшим внутренним двориком, со своей яблоней, спортивной площадкой. Правда жители окрестной элитной застройки считают, что училище со службами портит им вид из окон, но это мнение людей, далёких от искусства. Поленов, Коровин и Левитан несомненно оценили бы очарование места и написали бы здесь не один этюд. В связи с тем, что к недавнему 600-летнем юбилею город Вятку-Киров-Хлынов активно приводили в порядок, директору училища удалось в последний момент и буквально последней строчкой вставить в план реконструкции здание училища. Так что ко всем предыдущим приключениям учебного заведения прибавился пережитый ремонт.
Теперь о названии. С 1998 года Вятскому училищу присвоено имя Аркадия Александровича Рылова. Как рассказали в училище, эту идею подал Олег Иванович Ардимасов, много лет курирующий училище в составе Государственной экзаменационной комиссии. Ученик А. Куинджи Аркадий Рылов родом из города Истобенска Вятской губернии, а его работа 1918 года «В голубом просторе» рассматривается в числе произведений, с которых ведётся отсчёт советской живописи. Именно эта картина стала основой для логотипа училища. А рядом со зданием училища по инициативе М.В. Наумова установлен бюст художника, им же и выполненный.

Так как имя нынешнего директора училища неоднократно прозвучало в предыдущих абзацах, путешествие по училищу логично начать с его кабинета.
Если в Нижегородском художественном училище местом силы является учебно-методический фонд, то здесь — это, несомненно, библиотека и увлечённая своим делом её хозяйка Татьяна Михайловна. Она сразу стала показывать уникальные книги, хранящиеся в библиотеке. Какими путями они пришли на эти полки уже не скажет никто. Но здесь их не только бережно хранят — по ним учат культуре создания книги. Полки библиотеки украшают подарки — этюды благодарных студентов, которым здесь комфортно. Сюда можно придти и отдохнуть в перерыв. А грамотно разложенные рядом альбомы так и просятся в руки. Около библиотеки есть шкаф с обменным книжным фондом. Здесь же хранятся книги, выполненные и напечатанные самими студентами в рамках учебного процесса. Это курсовые и дипломные работы - инициатива преподавателя Татьяны Владимировны Коршуновой, высокопрофессионального графика, специализирующегося в области книги. Елена Геннадьевна и Татьяна Михайловна помнят каждого автора и историю создания каждой книги.
Следующая встреча на пути - преподаватель истории искусств Екатерина Васильевна Быкова. Она закончила искусствоведческий факультет Института им. Репина, специализируется на раскольничьей иконе, древнерусском искусстве. Екатерина Васильевна работает не только в училище, но и читает лекции в высшей школе, так что можно уверенно сказать, что история искусств преподаётся здесь на высшем уровне. При нас на проверку принесли стопку конспектов. Впечатляйтесь вместе с нами! Екатерина Васильевна, как и все, сожалеют что события последних лет не пошли на пользу выездным искусствоведческим практикам студентов. Зато она дополнительно к Яранску рассказала нам о городе Слободском на реке Вятке примерно в часе езды от Кирова, сохранившим в своей первозданности купеческую застройку и с таким же богатым музеем, как в самом Кирове и Яранске. Про этот музей упоминает в своей книге А.Д. Сарабьянов. Кабинет истории искусств украшен гобеленом, подаренным долгие годы преподававшей в училище Нелли Павловной Зубаревой. Она также училась в Ленинграде, в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной.
Кабинет пластической анатомии находится в самом центре здания. Но такого преподавателя, как наш Владимир Александрович Конягин, у училища явно не было. Но и площадь кабинета для размещения необходимых, особенно объёмных пособий, маловата. Елена Геннадьевна обозначает проблему: всё-таки особняк конца 19 века трудно приспособить под нужды современного учебного заведения. Но зато здесь полностью срабатывает пословица «В тесноте, да не в обиде»: студенты весёлые, контактные, улыбчивые.
Как и в Казанском училище здесь большое внимание уделяется шрифтам и типографике. И, конечно, всегда определяющей результат являются личность и страсть к своему предмету преподавателя. Шрифт в ВХУ преподаёт Жданов Юрий Борисович.
Очередная интересная встреча в коридоре училища с Николаем Васильевичем Вяткиным. Как ни странно, но он уроженец Архангельской области, окончил Костромской государственный педагогический институт. Но фамилия обязывала, и Николай Васильевич оказался в Вятке. Ещё раз мы пересеклись с ним в учительской, и выяснилось, что он прекрасно знает и дружит с нашим выпускником Фёдором Помеловым — они ежегодно встречаются на «васнецовских» пленэрах. Наш Федя является лауреатом Всероссийского пленэра «Край Вятский-земля живописная», город Киров (2015) и лауреатом премии Правительства Кировской области имени Виктора и Аполлинария Васнецовых в номинации «Вдохновение», город Киров (2016). Планирует встретиться и в этом августе.

В учительской нас ожидали и другие сюрпризы. На стене Анна Александровна узрела знакомые работы - это была распечатанная программа по рисунку, составленная с использованием работ из методического фонда МХУ памяти 1905 года. По стилю и времени - это иллюстрации к программе Владимира Исааковича Пастухова, которую он разработал в самом конце 1980-х - начале 1990-х. Елена Геннадьевна посетовала, что нет такого же материала по живописи и композиции. Как представители бывшего методического центра, пообещали найти и прислать, что и было сделано по возвращении в Москву.

На столе учительской стоит небольшая копилка с прикреплённым к ней листочком с надписью «На корм черепахе». Совершенно естественно возникала просьба показать экзотическое животное. Черепах живёт в цокольном этаже училища в холле для игры в дартс. Рядом маленький спортзал, мастерская скульптуры, ванны с глиной, кладовка с лыжным инвентарём. Животное студентоориентированное, любит общаться. Раньше в живом уголке училища жили ещё птицы. Красноухий черепах был рад визиту гостей из Москвы.
В училище три специальности: станковая живопись, дизайн и декоративно-прикладное искусство. Кстати странно, что нет театральной специализации. Кировский театр являлся стартовой площадкой для многих выпускников Училища памяти 1905 года. В нём в 1960-х годах начинал профессиональную деятельность будущий народный художник России Станислав Бенедиктович Бенедиктов. В училище преподаёт Ольга Аркадьевна Колчанова, дочь народного художника А.М. Колчанова. Она рассказала, что была знакома с Т.И. Сельвинской и знает многих выпускников МХУ- театральных художников.

Подготовка к диплому у станковистов идёт полным ходом. В ВХУ формат дипломных работ строго ограничен нормальными размерами, гигантомании не наблюдается.
Специальность дизайн выросла из оформительского отделения. Сначала выпускники уезжали учиться дальше в Москву или Ленинград, сейчас высшее образование по специальности можно получить в Кирове. Но как в училище, так и в высшей школе, в основном, преподают бывшие выпускники училища, достигшие профессиональных высот. В каталоге, выпущенном к юбилейной выставке, посвящённой 75-летию Вятского регионального отделения Союза художников России, каждый второй, если не каждый первый имеет непосредственное отношение к училищу. Игорь Анатольевич Сметанин, вручивший нам каталог на открытии выставки, — не только председатель Вятского отделения СХ, одной из старейших творческих организаций региона, основанной в 1939 году, но и выпускник и преподаватель Училища. Вообще, взаимодействие художественных образовательных заведений всех уровней, а также музеев, Вятского союза художников простроено в городе и области очень хорошо и со знанием дела.
Самым молодым является декоративно-прикладная специальность. В области, где развиты народные промыслы, в том числе такой бренд, как дымковская игрушка, по-другому просто не может быть. Несколько мастеров «дымки» преподают в училище, растя себе смену. Ведь, если бы не усилия А. Деньшина в 1920-40-х годах промысел мог бы исчезнуть совсем.
Первый набор на специальность состоялся в 2012 году, а выпуск, соответственно, в 2016. Сейчас ДПИ успешно преподаёт выпускница Российской академии живописи, ваяния и зодчества Наталья Николаевна Вохмянина. Она постоянно осваивает новые технологии в области ДПИ и делится своими знаниями с учащимися. Лепка, керамика, ковка - всё ей интересно и по плечу.
В заключении - небольшая прогулка по коридорам училища, где традиционно висят работы, имеющие учебно-методическое значение. Лестницы в училище таковы, что в Дни открытых дверей приходится регулировать потоки посетителей.
Последним штрихом и самым очевидным доказательством, что мы посетили территорию творчества являются креативные крючки, обнаруженные в одной из учебных аудиторий.