Провинциальные встречи

Вступление

Есть замечательный советский фильм «Тема» с Михаилом Ульяновым в главной роли. Он играет известного драматурга, уставшего, исписавшегося, который уезжает на несколько дней из своей обыденной жизни. Дело происходит зимой в Суздале. Писатель делает попытку начать новую вещь, озаглавив её «Провинциальные встречи».

Настоящее время заменило радость живого общения всевозможными цифровыми способами. Все контакты находятся в телефоне. Потеря или замена его может привести к утрате человеческих связей. Тем драгоценнее новые знакомства и возобновление дружбы.

Когда-то Училище памяти 1905 года было методическим центром, куда направлялись в командировки представители других училищ, но уже около пятнадцати лет эта практика не работает. Что касается самих выпускников, рассеянных по стране, то вообще невозможно предсказать кто, где, как и когда оказался. Поэтому невероятное, беспрецедентное турне Передвижной выставки по 26 городам и художественным училищам ожидаемо возобновит старые и принесёт новые неожиданные знакомства. Итак, провинциальные встречи.
Суздальское художественно-реставрационное училище
Самой экстравагантно выглядящей на торжественном открытии Передвижной выставки фигурой, в куртке защитного цвета, оказался выпускник Училища памяти 1905 года Руткин Владимир Анатольевич, окончивший отделение промграфики в 1977 году. Уже одно его присутствие на открытии стало нечаянной радостью, но это было только начало. Оказалось, что на втором этаже Суздальского училища экспонируется выставка Владимира Анатольевича «Мой Суздаль». Художнику посчастливилось жить в этом красивейшем городе и наблюдать его во все времена года. Кроме того, он - представитель династии МАХУ. Его отец, Руткин Анатолий Львович - выпускник живописно-педагогического отделения далёкого 1951 года. После училища отец поступил в Суриковский институт и учился одновременно с целой плеядой художников: Оссовским, Виктором Попковым, Эдуардом Браговским. Одним из самых сильных воспоминаний юности для Владимира Анатольевича является поездка с художниками-друзьями отца в Ферапонтово. Он ночевал на одном сеновале с Виктором Попковым. Наблюдал как художники жили, творили, отдыхали с полной отдачей, и это стало примером для подражания на всю жизнь

Руткин Владимир Анатольевич
В.Ю.Астафьев рассказывает про реставрацию музейного металла
Другим подарком Суздаля стало знакомство с Астафьевым Виктором Юрьевичем, художником-ювелиром, реставратором и преподавателем высшей категории. Он закончил Константиновское - Красносельское училище художественной обработки металла в Костромской области, как раз в то время, когда в нём сначала просто преподавал, а потом стал заместителем директора наш незабвенный Иван Эрвенович Латышев. С большой любовью Виктор Юрьевич вспоминал, что с появлением Латышева, пришедшего после окончания Строгановского училища, уровень преподавания резко вырос. Также Иван Эрвенович всеми способами расширял творческие возможности студентов, считая ключевым в названии училища слово «художественное». Супруге Виктора Юрьевича он разрешил делать диплом в скульптуре, не считая, что студенты должны ограничиваться лишь «ювелиркой». Метровые скульптуры времён года, выполненные под руководством И.Э.Латышева, и сейчас украшают вестибюль Красноселького училища, а вместе с ними живёт добрая память в сердцах его учеников. Ведь именно при нём уровень образования стал таким высоким, что удивлялись приезжающие с проверками из «Строгановки» педагоги. Очень жалко, что не были знакомы с Виктором Юрьевичем месяц назад, когда искали старых друзей и знакомых И.Э.Латышева, чтобы пригласить на его выставку памяти.


И ещё один поворот сюжета. Когда преподаватель английского языка Евгения Александровна Левашова делилась фотографиями с открытия, выяснилось, что она хорошо знает и была дружна с Еленой Юрьевной из МАХУ, но потеряла номер телефона. Общими усилиями сообразили, что это Е.Ю. Машьянова - методист учебной части и большая любительница путешествовать. Туристические поездки по Владимиро-Суздальской земле познакомили Елену Юрьевну с Евгений Александровной, которая помимо преподавания занимается экскурсионной деятельностью и возит студентов по городам Золотого кольца. В Москву поехал от неё горячий привет, а через день состоялся обмен контактами
Р.В.Неводник беседует с В.Ю.Астафьвым и В.А.Руткиным
Покидая мегаполис
Документальный фильм рассказывает о художнике Владимире Руткине и его супруге Ольге, которые 30 лет назад уехали из Москвы в Ивановскую область. При этом расстояние в 300 километров не стало препятствием сохранению дружбы с давней столичной приятельницей филологом и журналисткой Еленой Ковачич. Как ей живется в Москве и как она приняла отъезд друзей? Чем привлекла Владимира и Ольгу русская деревня?

Режиссер Оксана Харламова
Операторы Виктор Бармин, Александр Тыж

Кинофестивали:
Всероссийский кинофестиваль «Под чистым небом», сентябрь 2023 — Диплом Лауреата.
Всероссийский кинофестиваль "Белая птица", г. Казань, май 2023 — Лучший режиссер-документалист.
Ивановское художественное училище имени М.И. Малютина
Узнавание нового - безумно увлекательный процесс.
Проживая жизнь во власти клише и стереотипов, очень многое вокруг остаётся неузнанным. Про город Иваново давным-давно известно, что он столица текстильной промышленности и «город невест». Дореволюционное прошлое города почти перекрыто революционными событиями, которые в новой исторической формации отнюдь не популярны. Ещё меньше известно про Ивановское художественное училище, вплоть до вопроса: разве есть такое? Оказывается не только есть, но и всего на 5 лет младше МАХУ, в этом году отмечает свой 95-летний юбилей. В истории двух училищ - почти ровесников множество совпадений. Ивановское училище вполне могло стать «памяти 1905 года», если бы на пять лет раньше это название не было отдано Московскому изотехникуму. Иваново - столица рабочего движения, где в 1905 году образовался первый городской совет, и ещё в 1918 году Ленин с Луначарским обсуждали вопрос об увековечивании памяти восстания 1905 года.
Многие процессы шли в наших училищах практически синхронно: самыми первыми были станковые отделения; практически одновременно в середине1960-х - начале 1970-х  годов появились новые отделения оформительские и промграфики; также примерно в середине своего существования училища пережили переезды в новые здания. В 1965 году переехало Ивановское, в 1979 Московское. Но в данном случае ивановцам повезло больше, так как директор Орлов Виктор Алексеевич - участник Великой Отечественной войны, смог настоять на том, чтобы училище осталось в самом центре города на «музейном пятачке», бок о бок с Ивановским художественным музеем, Музеем ситца и Музеем промышленности и искусства, а не переместилось на самую окраину города. Наш директор, Илюхин Владимир Иванович, тоже участник войны и тоже боролся за сохранение здания на Сретенке. Если бы не его смерть в 1979 году, возможно здание удалось бы сохранить за МХУ.

Точно также менялся контингент и возраст обучающихся: от всесоюзного охвата до областного, постепенно состав учащихся становился все моложе  и теперь большинство поступает сразу после 9 или 11 классов, также все меньше мальчиков идёт в изобразительное искусство. А отличает нас в первую очередь специализация. У нас театр и реставрация, у ивановцев - дизайн четырёх направлений, помимо привычных графического и среды: текстильный (костюм и ткани), керамика, и ДПИ. Очередной пример значения личности в истории - керамическое отделение было создано трудами Маркуля Юрия Брониславовича, которого, в свою очередь, уговорил переехать с Украины и начать новое дело на новом месте заведующий отделением графического дизайна, заслуженный работник культуры РФ Васильев Константин Борисович. Юрий Брониславович давно умер, а его дело продолжают ученики. В итоге, в абсолютно не керамическом городе создалась целая школа керамики. Училище закупает все необходимые материалы, в том числе натуральные красители для полноценной работы студентов.

Но пора пройтись по училищу.
Мастерская керамики
Мастерская графического дизайна
Мастерская дизайна среды
Коридор второго этажа
Мемориальная выставка рисунков одного из первых преподавателей училища, в свою очередь учившегося в Санкт-Петербургском Центральном училище технического рисования барона А.Н. Штиглица. Рисовальная школа являлась филиалом училища Штиглица и была  открыта 01 февраля 1898 года. Она и легла в основу ИХУ.
Мастерская рисунка
Учебно-методическая выставка
Мастерская живописи
Студенты 4 курса пишут двухфигурную постановку
В коридоре 4 этажа выставлены работы из учебно-методического фонда ИХУ
В отличие от нашего фонда (МАХУ), где самые ранние работы датируются 1948 годом, здесь представлены произведения 1932-1933 годов - времён первого выпуска Ивановского училища
В завершении встречи, звучат пожелания о совместных проектах: выставке фондов старейших художественных училищ и периодической выставке лучших дипломов на заданную тему, выполненных в разных учебных заведениях страны. Также наших коллег волнуют изменения в образовательных стандартах.

И в качестве изюминки на торте о неожиданных связях: несколько лет МАХУ памяти 1905 года возглавлял владимирский художник, выпускник ИХУ Денисов Анатолий Егорович, к сожалению, фигура для училища весьма неоднозначная.

Хохлома
Директор Нижегородского художественного училища Николай Александрович Гущин родился в деревне Глибино Ковернинского района Горьковской области в семье потомственных хохломских художников. Он - седьмой из восьмерых детей в семье, где все сёстры занимаются хохломской росписью, а братья изготовлением деревянных форм под роспись, в семье, где в одном поколении целых два народных художника: он и старшая сестра. Кроме этого он - академик РАХ по отделу ДПИ и единственный представитель декоративно-прикладного искусства в Академии от Нижегородской области.

Николая Александровича отличает характерный нижегородский говорок, который журчит как ручеёк, с особыми интонациям-поворотами. Поневоле вспоминается фильм Василия Шукшина «Печки-лавочки» с главным героем в его исполнении, который с простонародной хитринкой рассказывает собравшимся московским интеллигентам про кобылу.
Николай Александрович тоже с удовольствием рассказывает про родные края, и с ещё большим удовольствием делится радостью жизни и творчества, помогая прикоснуться к народному искусству - золотой хохломе, построенной на трёх главных основополагающих цветах: чёрный - родная земля, красный - красота, кровь, энергия жизни, жёлтый-золотой - солнечное сияние. Иногда используется зелёный - разгара лета, но очень дозировано.

Нельзя было пренебречь уникальной возможностью оказаться на мастер-классе по хохломской росписи, который Народный художник Гущин проводил для сотрудников Нижегородского комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами. Учитывая, что всего неделю назад было 8 марта, пришедшееся на субботу - выходной день, для женщин получился настоящий весенний праздник.

Буквально за считанные минуты серьёзные государственные служащие превратились в улыбчивых и весёлых девчонок, которые не только открыв рот смотрели на работу художника, но прекрасно справились с росписью тарелки сами, сделав по два-три варианта. По признанию женщин, у них с утра был очень тяжёлый день, но после мастер-класса они разлетались, как на крыльях. Вот она - волшебная сила искусства! Даже те, кто сначала пришёл только посмотреть, не вытерпев, присоединились к импровизированной артели.
Мастер-класс по хохломской росписи
Экскурсия по Йошкар-Олинскому художественному училищу
Марийское республиканское художественное училище было открыто в 1970 году и за 55 лет своего существования полностью выполнило свою задачу комплектации художественными кадрами Марийского регионального союза художников и Союза дизайнеров Республики Марий Эл. Если смотреть по карте, то Училище Йошкар-Олы является вершиной как малого треугольника, образованного художественными училищами Казани и Чебоксар (соответственно Республик Марий Эл, Татарстана и Чувашии), так и большого: Йошкар-Ола - Казань - Чебоксары - Нижний Новгород. Из подробного рассказа директора училища, Заслуженного  работника культуры Российской Федерации, Заслуженного художника Республики Марий Эл Маклашина Бориса Владимировича стало известно, что Училища поддерживают между собой тесные дружеские связи, а выпускники Йошкар-Олинского училища продолжают своё образование в Москве (Строгановка, Суриковский институт, в последние годы пользуется особой популярностью Академия И.Глазунова), в Чебоксарах (Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева), в Казани (филиал Суриковского института) или непосредственно в Йошкар-Оле в Марийском государственном университете.
Информационные стенды об училище на первом этаже
В ныне существующее здание Училище переехало в 2003 году, а через год получило своё нынешнее наименование. Первоначально Училище располагалось в двухэтажном деревянном доме, потом ему досталось вытянутое одноэтажное строение очень мало напоминающее учебное заведение с удобствами во дворе. Даже долгожданный переезд в новое четырёхэтажное здание не дал ожидаемого комфорта, так как построенное в начале 2000-х годов помещение приходилось постоянно ремонтировать. Кроме того, в отсутствии огороженной территории на его крыльце постоянно собирались окрестные асоциальные элементы. В настоящий момент территория в порядке, ухоженная и уютная. Дополнительный колорит создаёт пение петухов из расположенного вокруг Училища частного сектора.
Дипломные работы на главной лестнице
Сейчас помимо Училища в здании на третьем этаже расположилась Школа креативных индустрий, такая же как в Казани (всего их организовано 32). Несомненным плюсом стала возможность замены оборудования и оснащение училища современными компьютерами, осуществление современного ремонта. Но не обошлось и без минусов. Если первоначально на четвёртом - мансардном этаже располагались мастерские педагогов, то теперь с третьего этажа сюда переведены библиотека, натюрмортный и учебно-методический фонды, преподавательская. Но даже это не решило проблему недостатка учебных и производственных площадей. Чтобы собрать, наладить и использовать современные станки по печати на ткани, печати постеров на холсте, изготовлению мелких деревянных деталей (подрамников, макетов и других всевозможных изделий), 3D принтер и другое оборудование Училищу пришлось снять дополнительное помещение и внести изменения в Устав, чтобы иметь возможность вести коммерческую деятельность, создав на базе Школы индустрий Резиденцию стартап.

Школа креативных индустрий

Об этом подробно рассказал директор Школы, выпускник Училища Кошкин Андрей Евгеньевич. Он поделился также информаций про возможности использования светового и мультимедийного оборудования в Зале Искусств, где развешена наша выставка. Зал может быть как выставочным и учебным пространством, так и театральной площадкой с занавесом и возможностью установления декораций, кинозалом с большим экраном. переговорной. Для каждой задачи есть необходимое оборудование и мебель. Также Андрей Евгеньевич поделился информацией, что окна училища снабжены светонепроницаемыми шторами, и есть возможность выставлять свет, имитирующий дневной, а также регулировать тепло-холодность, создавая, к примеру, эффект закатного солнца, чтобы не зависеть от времени суток и сезонов.

Честно говоря, эти достижения современных технологий вызвали неоднозначную реакцию. Во-первых, искусственный свет, как бы он не был хорош, это все же не естественный. Далее, отсутствие необходимости мобилизовываться, чтобы успеть поймать световой день, расхолаживает художника-студента. Ну и в творчестве полностью исключается элемент случайности - неожиданного рефлекса от облака, луча солнца и тому подобного. Тут есть о чём поразмыслить. А вот с мнением Андрея Евгеньевича по приоритетному формированию кадрового состава преподавателей из выпускников Училища нельзя не согласиться.
Методическая выставка по живописи

В училище две специальности: живопись (станковая и театральная) и дизайн. По главной лестнице развешены дипломные работы разных лет. По словам Бориса Владимировича, с 1983 года, сразу по окончании МВХПУ (бывш. Строгановское), работавшего в Училище преподавателем специальных, общепрофессиональных дисциплин, затем с 1988 по 1996 год возглавлявшего предметно-цикловую комиссию, а с 2000 года работающего директором, у студентов, как и у артистов, сложился свой определённый репертуар. Традиционно бывают представлены темы деревни, деревенского дома, бабушек и дедушек, марийских национальных праздников, студенческая тема (автопортреты, учёба). В меньшей степени привлекают внимание историческая, библейская темы, семья, театр и тому подобное. Зато без темы одиночества, тоски не обходится ни одна защита ни в одном учебном заведении.
Методическая выставка по рисунку

Конечно, было бы безумно интересно посмотреть студенческие дипломы в совокупности и возобновить выставки дипломных работ выпускников училищ, которые раньше проводились с периодичностью раз в пять лет. В последние три года стало устойчивым достижением проведение ежегодной демонстрации дипломных работ выпускников ВГИК им. С.А. Герасимова, МГАХИ им. В.И. Сурикова, Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Репина, Академии акварели Сергея Андрияки в ЦДХА на Крымской набережной в Москве. А последняя Всероссийская выставка дипломных работ выпускников средних художественных училищ по специальностям «Живопись», «Скульптура» и «Дизайн» проходила в далёком 2009 году. Сколько поколений художников было выпущено с тех пор страшно представить. Даже если выставить лучшие дипломы за последние 10-15 лет, без сомнения, удастся проследить тенденции и перспективы развития изобразительного искусства, скорректировать художественное образование, почувствовать пульс поколения. ФГОСы меняются, а даёт ли это ожидаемый масштабный результат, остаётся неясным и недоказуемым.

Не менее интересным может стать выставочный проект по экспонированию лучших работ из учебно-методических фондов училищ, многие из которых уже прошли столетние рубежи. Как показывает наша поездка на стенах училищ представлены очень интересные работы, в фондах хранятся не хуже. Общая проблема одна — состояние сохранности. Учебные работы уже давно состоявшихся и составивших славу изобразительного искусства Российской Федерации художников не музеефицированы, практически не учтены, часто не разобраны, не описаны, могут быть легко утрачены. Искусствоведческими исследованиями эта колоссальная тема практически не охвачена. Юбилейные выставки МАХУ спровоцировали разбор и приведение в порядок методического фонда. Возможно всероссийский проект мог бы привлечь всеобщее внимание и средства к феномену русского, советского и российского художественного образования, позволить сохранить совершенно уникальные произведения искусства, имеющие художественную и историческую ценность.
Работы И.П. Мясникова

Живопись и академический рисунок, вывешенный в коридорах Йошкар-Олинского училища, по подходу близок московской школе. Особенно впечатляют рисунки Игоря Петровича Мясникова (1938-2014). Мастер цветной литографии, автор фресок, витражей, росписей, панно, серии гуашей, член СХ РФ, за его плечами участие во всесоюзных, всероссийских, региональных выставках, годы преподавательской работы в Йошкар-Олинском художественном училище. Представленные работы выполнены в годы учёбы в Репинском институте в Ленинграде. Очень похожие работы недавно демонстрировались в МАХУ на выставке памяти Михаила Васильевича Дмитриева, учившегося там же примерно в те же годы.

Ещё одной очень значимой и уважаемой фигурой Училища является недавно оставивший преподавание по состоянию здоровья Курочкин Владимир Демидович. О его творчестве будет рассказано в разделе «Провинциальные встречи».

На театральном отделении училища полным ходом идёт подготовка к дипломной защите. Защита включает в себя подробную сценографию произведения, эскизы костюмов и макет. Подготовка дипломной работы ведётся весь четвёртый курс. Всё это рассказала студентка-выпускница Рыболова Светлана, для защиты выбравшая искромётный роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Она же поделилась планами поступления во ВГИК на факультет анимации и мультимедиа. Задача трудная, но как считает сопровождавшая нас в путешествии по училищу заместитель директора по учебной работе. обаятельная и отзывчивая Олеся Юрьевна Орлова, для Светланы вполне решаемая. Желаем Свете успешно пройти абитуриентскую компанию!
Макеты студентов 4 курса театрального отделения
Стан Иван Иванович с волшебной указкой
Удалось заглянуть и на «композиционную кухню», с момента выгрузки помогающего нам, любимца всего Училища Стана Ивана Ивановича. Выпускник Училища, он окончил Чувашский университет и вернулся преподавать. Он - действующий художник, успевающий до своей преподавательской деятельности несколько часов поработать в мастерской. Для справки: занятия начинаются с 9-30, в мастерскую Иван Иванович приходит в 6 часов утра.

Недавно в Художественном музее Йошкар-Олы прошла его персональная выставка, приуроченная к тридцатилетию автора. Помимо традиционной реалистической живописи он показал демонические работы в жанре хоррора, которые пользуются широкой известностью далеко за пределами Республики. На стенах аудитории представлены композиционные схемы известных картин. Студенты второго курса работают над библейской темой. Насколько это им «по зубам» покажет просмотр.

Однако, руководствуясь опытом преподавания аналогичного предмета в коллеже ВГИК, на собственном опыте знаю, что во-первых, давать свободный выбор библейского сюжета студентам очень рискованно. Аналогичный выбор мифа Древней Греции занял у моих ребят несколько месяцев (из двадцати недель второго семестра), а не каждый сюжет подходит для решения определённых композиционных задач. (На следующий год дала следующему курсу одну общую тему «Храбрый Персей» К. Чуковского, то есть миф в адаптированной для детей обработке. Результат был на несколько порядков выше). Изучение и осмысление такого глобального литературного источника у художника Александра Иванова занял всю жизнь.

Следующим логичным этапом является сбор материала. Учитывая тематику, сделать на качественном уровне это вряд ли удастся, только срисовать, так как к задрапированным человеческим фигурам обучающиеся подойдут, в лучшем случае, в конце третьего курса. Также прошёл только год, как они начали писать масляными красками. И опять же тот же Александр Иванов выполнил свои эскизы на тонированной бумаге акварелью и графическими материалами.

Такой подход даёт возможность сделать быстро, много, легко, что однозначно полезнее для развития композиционного мышления. Заведомо сложные задачи у неподготовленных студентов вызывают панику, разочарование, неуверенность в собственных силах. Хотя у Ивана Ивановича в руках волшебная палочка, и он полон позитива, но обмен опытом, как было во времена факультета повышения квалификации преподавателей при МАХУ, не помешал бы любому и более возрастному педагогу. Учителями ведь тоже не рождаются. Не хотелось бы, чтобы это выглядело умничаньем или огульной критикой. К сожалению, жёсткий график передвижной выставки исключает проведение круглых столов и других подобных мероприятий.
Студенты 2 курса станкового отделения на занятиях по композиции
Учебные пособия по композиции - анализ произведений искусства
Специальность «Дизайн» представлена дипломными работами на стенах Училища. Уже не первый раз сожалеем, что в рамках передвижной выставки не имели возможности привезти наши работы по дизайну. Уровень преподавания дизайна в Йошкар-Оле вызывает уважение и зависть.

Накануне открытия удалось познакомиться с преподавателем дисциплин «Дизайн-проектирование», «Средства исполнения дизайн-проектов», «Типографика», «История дизайна» Хаповой Тамарой Павловной. В своё время она окончила Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина, была распределена в город Пятигорск и работала в большом профессиональном коллективе, разрабатывавшем изделие от и до. Причём это были совершенно разные вещи из разных материалов, что заставляло постоянно развиваться. После переезда в Республику Марий Эл Тамара Павловна уже в достаточно зрелом возрасте окончила Марийский государственный университет по специальности «Культурология» и особенно прониклась к предмету «Социология». Она —Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл. Её общий трудовой стаж по специальности 49 лет, преподавательский 28. Этого никак нельзя предположить, глядя на активную и креативную женщину, которая по бодрости духа и остроте мышления легко обойдёт своих нынешних слегка вяловатых и сонных студентов. Тем не менее, среди её выпускников есть вполне успешные, в частности автор диплома по «Денискиным рассказам», продолжающие своё образование в высшей школе.
Дипломные работы по дизайну
Удалось заглянуть в библиотеку, натюрмортный фонд, преподавательскую, в мастерские по живописи и рисунку, чьи окна грамотно расположены с северной стороны здания, увидеть стойку для палитр и любимое студенческое кресло. В общем и целом всё как у всех, но с особым радушием.