Родом из МАХУ

Выпускники Училища памяти 1905 года - выпускники ВГИК - художники кино

Галерея Кинограф. Новый корпус ВГИК, 11 этаж
Выставка «Выпускники Училища памяти 1905 года — выпускники ВГИК — художники кино» является продолжением проекта «Родом из МАХУ» первая часть которого была продемонстрирована в Подольске в феврале этого года при участии выпускников Института им. В.И. Сурикова и подольских художников.

Каждая из выставок юбилейного года, по сути, главы большой юбилейной книги истории училища. Конечно, если бы подобные выставки готовились большой командой за длительный промежуток времени, они могли претендовать на некую всеобъемлемость. Сейчас, в данных условиях,это, скорее, разведка боем. Но даже такой, во многом случайный и субъективный охват при помощи «сарафанного радио», даёт очень интересные результаты.

Не являясь столь масштабной по количеству авторов и работ, как в Подольском выставочном зале (около 30 авторов и 200 работ против 130 авторов и 640 работ) данная выставка претендует на поистине всенародную известность потому, что фильмы «Война и мир» (худ.-пост. А.М. Богданов), «Женитьба Бальзаминова», «Экипаж» (худ.-пост. А.В. Кузнецов), «Командир счастливой «Щуки», «Не стреляйте в белых ле- бедей», «Сибирский цирюльник», «Утомлённые солнцем» (худ.-пост. В.С. Аронин), «Семнадцать мгновений весны», «Доживём до понедельника» (худ.-пост. Б.Д. Дуленков), «Девять дней одного года» (худ.-пост.Г.Н. Колганов) знает почти наизусть вся страна.


Большой удачей стала возможность спустя двадцать лет снова показать этюды и рабочие зарисовки из архива А.М. Богданова, хранящиеся в учебно-методическом фонде ВГИК. Как огромное везение можно рассматривать согласие дочери Владимира Сахновича Аронина Ирины дать практически незнакомому человеку то небольшое количество феноменально тонких работ, которое хранится в семье.


Безусловно украшают экспозицию весомые и цельные работы Анатолия Владимировича Кузнецова, чьё творчество трепетно хранит и всегда готова показать его вдова Ирина Александровна Ленникова.


Режиссёр театра Алексей Бородин, рассказывая о творческом тандеме со Станиславом Бенедиктовым (тоже выпускником Училища) утверждает: «Каждый человек театра понимает, что на самом деле значит художник для режиссёра... когда мы определяемся с вариантом, я доверяю ему всё. Абсолютно. И надеюсь, что не подвожу художника, когда «населяю» его пространство... в ходе создания спектакля две наши профессии сливаются в творческом единении, обогащая друг друга». Всё тоже самое можно ска- зать и о роли художника в создании фильма. А достойный результат отмечен высокими званиями и Государственными премиями. В самом конце 20 века художников ещё уважали, и было за что!

Но следует всё-таки начать с самого начала, с 1939 года, когда был образован художественный факультет ВГИК. Одним из инициаторов и двигателем процесса была масштабная и давно мифологизированная фигура Фёдора Семёновича Богородского. Набирая первую группу, он пришёл в Московское художественное училище памяти 1905 года и попросил дать нескольких сильных студентов, рисовальщиков и живописцев, чтобы сразу задать высокую планку обучения. Ими оказались Владимир Саушин и Сергей Каманин. Ровесники 1915 года рождения, они прошли всю жизнь рядом: вместе учились в Училище памяти 1905 года, вместе перешли во ВГИК, прошли войну, вернулись преподавать, и покинули этот мир практически одновременно в 2002 году.


Сын Владимира Саушина Александр не только рассказал историю жизни отца, но предоставил для выставки его этюды, написанные во время выездов со студентами на пленэрные практики, а также портрет отца кисти его товарища, Сергея Каманина, написанный почти сразу по окончании войны в 1946 году и являющийся семейной реликвией. Безумно жаль, что не удалось показать раскадровки к фильму «Батальоны просят огня» ещё одного представителя династии Саушиных Николая, также выпускника Училища и Института. С явной неохотой дал свои работы Александр.

Не являясь выпускником ВГИК, он тесно связан с экранным искусством и долгие годы проработал на телевидении. И не он один. С его работами соседствуют произведения Инны Воробьёвой, с которой он учился вместе сначала на театральном отделении Училища, а потом на режиссёрском курсе Сергея Образцова в ГИТИСе. Объединяет и целевая аудитория их творчества — дети. Саша Саушин придумали нарисовал эскизы, по которым были изготовлены куклы Хрюши, Сте- пашки, Фили, а потом и остальных персонажей — участников передачи «Спокойной ночи, малыши!», а Инна рисовала комиксы, иллюстрации для детских книг и журналов, работала в звуковом журнале «Колобок». Бессчётные поколения детей выросли в ауре их творчества. Также у истоков советского телевидения стоял Игорь Всеволодович Романовский, выпускник отделения скульптуры 1953 года, который после тяжёлой травмы, полученной в армии, пришёл работать заместителем главного художника литературно-драматической редакции, а потом долгие годы был главным художником. Всего на четыре года позже него окончила театральное отделение Татьяна Валерьевна Эпштейн-Лебедева. Ученица В.А. Шестакова и В.Н. Мюллера, она полностью реализовалась как художник, расписывая театральные задники по эскизам В. Левенталя ко всем его телевизионным балетам. С другими художниками Валерий Левенталь просто отказывался работать.В 1990-е совместно с Анатолием Кузнецовым и Борисом Мессерером она придумывала и исполняла театральные занавесы и занавесы для кинотеатров. Ровно за неделю до открытия выставки семья и друзья провожали Танечку Лебедеву в последний путь. Она прожила полных 92 года. Просить у осиротевшей семьи работы на выставку не хватило духа.

Мультипликацию на выставке, помимо Инны Воробьевой представляют Галина Шакицкая, Аркадий Мелик-Саркисян и Марина Курчевская. Кстати Аркадий Перчевич и Марина Вадимовна также учились в одной группе как в Училище, так и в Институте. Несомненно любопытен тот факт что Галина Шакицкая окончила не театральное или педагогическое, а реставрационное отделение, причём это был первый его выпуск. На фотографии первого курса присутствуют Олег Арадушкин и Николай Меркушев, но они перевелись на педагогическое и театральное соответственно задолго до окончания обучения, а Галина Петровна выпустилась, как реставратор, и успела поработать по полученной в училище специальности в музее-усадьбе «Кусково» прежде, чем стала художником-постановщиком всеми любимой мультипликационной «Золушки». В учебно-методическом фонде Училища нашёлся дипломный эскиз Аркадия. Также он представлен своим виртуозным институтским дипломом. Марина Вадимовна, как художник-кукольник, решила показать объемно-пространственные вещи.


Из изюминок выставки: дипломные работы из фонда МХУ памяти 1905 года декана художественного факультета ВГИК Валерия Валентиновича Архипова и курсовые работы из фонда ВГИК доцента Наталии Пархоменко. Также фондовскими работами пришлось обозначить наличие таких выпускников Училища-Института, как Юлии Фаранковой, Александры Полиди, Виктории Криницыной, Дарьи Примачек. Они или не откликнулись, или не смогли(не захотели) участвовать. К сожалению, в фондах учебных заведений не нашлось работ Ксении Пархоменко, Артёма Кузьмина, Анны Бартули. Отказался принять участиеи Василий Петрович Борисов — выпускник 1967 года. И, наоборот, работы Саши Павловой и Рузанны Оганесян в фонде МАХУ были, а вот информация о том, что они закончили ВГИК появилась поздновато. Колоритная фигура Геннадия Ивановича Епишина, ученика Ю.Пименова, представлена учебной живописной постановкой. Оживляют пространство выставки скульптура Дениса Шибанова и инсталляция Вадима Тараненко. Необходимо отметить ещё двоих ярких участников проекта, не выпускников ВГИК, но успешных художников кино. Это — Юрий Устинов и Никита Бестужев.

Глядя на представленное на выставке разнообразие работ сложно вообразить, что все авторы — выпускники МАХУ разных лет начиная с 1939 года по настоящий момент. Самая юная участница проекта Мария Лесина выпустилась из Училища в 2022 году и сейчас студентка второго курса факультета анимации и мультимедиа ВГИК. Её автопортрет как бы вступает в диалог с портретом основателя факультета Фёдора Богородского, подтверждая, что идея взращивания кино-художников дала блестящие результаты!


М.А. Комарова

Выпускники Училища памяти 1905 года — выпускники ВГИК — художники кино, не представленные на выставке:


  1. Абаренов Анатолий Анатольевич (выпуск 1957 года). Учился на курсах художников-мультипликаторов при к/ст «Союзмультфильм», где и работал до 2000 года. Сотрудничал с анимационными студиями в Душанбе, Баку, читал лекции для аниматоров-любителей в Туле. Выполнял мультипликат для студий «ШАР», «Аргус», «Человек и время», «Кино-Мост».
  2. Айтиев Сатар Гапарович (выпуск 1964 года).
  3. Бартули Анна Валерьевна (выпуск 1994 года) — окончила ВГИК, художник по костюму («Возвращение» Звягинцева, «Левиофан» и т.д.)
  4. Борисов Василий Петрович (выпуск 1967 года).
  5. Бурмистров Борис Михайлович (выпуск 1947 года) — в кино с 1954 года, работал на «Ленфильме».
  6. Быкова Татьяна Александровна (выпуск 1999 года).
  7. Васин Владимир Алексеевич ( выпуск 1939 года).
  8. Горлова Надежда Александровна (выпуск 1994 года).
  9. Гузь Нина Григорьевна (выпуск 1969 года). В 1976–1989 годах работала художником творческого объеди нения художественной мультипликации студии «Киевнаучфильм». Член Национального союза художников Украины, диплом 2-й степени — за эскизы к мультфильму «Сон в летнюю ночь» (1978), диплом республиканского фестиваля «Молодость-80» (Киев, 1980); за эскизы к мультфильму «Млечный Путь» (1980) — диплом Всесоюзного фестиваля мультфильмов (Вильнюс, 1981).
  10. Дуленков Борис Дмитриевич (выпуск 1939 года) — окончил ВГИК, Народный художник РСФСР, лауреат Госпремии, с 1952 года художник-постановщик киностудии имени М. Горького,фильм «До- живём до понедельника» (1970), телесериал «Семнадцать мгновений весны»(1976).
  11. Игнатов Василий Георгиевич (выпуск 1947 года) — после окончания института остался в Москве, где сотрудничал со студиями «Союзмультфильм»и«Диафильм».
  12. Кадников Николай Константинович (выпуск 1966 года).
  13. Карпов Константин Степанович (выпуск 1947 года) — в 1947–1953 годах прошёл обучение во Всесоюзном государственном институте кинематографии (художественный факультет) на курсе Ивана Иванова-Вано. Темой дипломной работы были эскизы декораций и раскадровки к сценарию мультфильма «Былина об Илье Муромце», руководителем дипломной работы был Анатолий Сазонов. В 1953 году устроился работать на киностудию «Союзмультфильм». В 1986 году — уволился. В период с 1953 по 1986 год был художником-постановщиком более 30 мультипликационных фильмов, большая часть из которых — рисованные. Был художником-оформителем не менее четырёх диафильмов студии «Диафильм». Был иллюстратором и художником-оформителем книг для издательства «Бюро пропаганды советского киноискусства» и других. В 1975 году в Москве прошла персональная выставка работ художника.
  14. Козлов Николай Илларионович (выпуск 1973г ода).
  15. Колганов Георгий Николаевич (выпуск 1953 года). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966). В 1960 году он принял предложение от Михаила Ромма взяться за работу художника-постановщика запускающейся в производство картины под рабочим названием «365 дней» (на экраны картина вышла под названием «Девять дней одного года»). М.И. Ромм задумывал новаторское кино и намеренно пригласил на ключевые позиции — оператора (Герман Лавров) и художника — совсем молодых людей. В тот же год Георгий Николаевич был принят на работу студией «Мосфильм» на должность художника-постановщика и уже до конца жизни он оставался художником кино. 5 марта 1962 года в Москве в кинотеатре «Россия»состоялась премьера картины «Девять дней одного года». Эта работа была названа лучшим фильмом 1962 года по опросу журнала «Советский экран». В 1966 году из сорока двух произведений в области киноискусства, впервые представленных на соискание учреждённой в 1965 году Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, были отобраны две: «Живые и мёртвые» и «Девять дней одного года». За 33 года работы на киностудии «Мосфильм» Георгий Колганов участвовал в создании 32 фильмов.
  16. Кравченя Ольга Семеновна (выпуск 1963 года) — с 1968 — ассистент художника-постановщика, с 1970 — художник-постановщик киностудии имени М. Горького. 2004 — премия «Ника» (За луч- шую работу художника, фильм «Водитель для Веры»).
  17. Кузьмин Артем Евгеньевич (выпуск 1998 года).
  18. Лукашевич Ирина Шимоновна (выпуск 1951 года).
  19. Мягков Александр Васильевич (выпуск 1947 года).
  20. Оганесян Рузанна Камоевна (выпуск 2011 года).
  21. Омельченко Виктор Сергеевич (с отл.) (выпуск 1969 года). Работал художником-постановщиком на Центральном телевидении, в творческом объединении «Экран». По рекомендации Марлена Хуциева поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, продолжая работать на телевидении. Потом были многочисленные поездки со съёмками по стране, участие в передаче «Очевидное — невероятное». Сотрудничал с передачей «Спокойной ночи, малыши», работал на студии «Молдова-фильм», в Госфильмофонде России, занимался иллюстрацией, работал в печати и в археологических экспедициях. Член Союза художников, Союза кинематографистов и Союза журналистов.
  22. Павлова Александра Владимировна (выпуск 2007 года).
  23. Пархоменко Ксения Александровна (выпуск 2004 года).
  24. Петров Михаил Федорович (выпуск 1956 года).
  25. Саушин Николай Владимирович (выпуск 1972 года).
  26. Свободова Наталия Николаевна (выпуск 1957 года). Дипломная работа на тему: «Сказание о невидимом граде Китеже» демонстрировалась на IX выставке лучших дипломных работ в Академии художеств.
  27. Скворцова Татьяна (выпуск 1998 года).
  28. Франго Иван Николаевич (выпуск 1939 года).
  29. Цымбаревич Елизавета Александровна (выпуск 2005 года).
  30. Шукаев Евгений Алексеевич (выпуск 1956 года)—работал художником-постановщиком в мультипликации—«Заокеанский репортёр» (1961), «Мистер Твистер» (1963) «Аппендицит» (1963), рисовал карикатуры в журнале «Крокодил».

Очевидно, что список далеконе полон и нуждается в уточнении.

Открытие выставки
В пятницу, 6 июня, состоялось открытие очередного значимого проекта, посвящённого 100-летию Училища памяти 1905 года. Это выставка «Выпускники Училища памяти 1905 года — выпускники ВГИК — художники кино». Она является продолжением выставки «Родом из МАХУ», которая проходила в феврале-марте этого года в Подольском выставочном зале.

Несмотря на пятницу, жару и середину рабочего дня, публики собралось предостаточно. Присутствовали преподаватели, сотрудники и студенты ВГИК, группа студентов МАХУ в сопровождении Л. Молчановой, а также уже прочно сформировавшийся круг неравнодушных «махушников», среди которых были замечены Александр Александрович Косьмин, Александр Николаевич Сафонов, Ольга Анатольевна Клеруа, Евгений Николаевич Загрядский и многие другие.
Церемония открытия выставки началась с выступления члена Правления МСХ и секции театра и кино, заслуженного художника РФ, декана художественного факультета ГИТРа Ивана Валерьевича Миляева. Он кратко описал многоступенчатую систему художественного образования в России, в которой Училище памяти 1905 года давно занимает заслуженное место.

Куратор выставки Мария Комарова в своём выступлении обозначила место проекта среди других юбилейных мероприятий: с начала юбилейного 2025 года данная выставка стала восемнадцатой по счёту, не учитывая семи выездных передвижных выставок, последняя из которых открылась за несколько часов до ВГИКовской в художественном училище города Ярославля. Также внимание публики было акцентировано на эксклюзивных работах народных художников Михаила Богданова и Анатолия Кузнецова, заслуженных художников Владимира Аронина и Олега Арадушкина, династии художников Саушиных, представителей искусства анимации Галины Шакицкой, Марины Курчевской и Аркадия Мелик-Саркисяна. Среди не выпускников ВГИК, но художников кино, достойное место в зале заняли произведения Инны Воробьёвой, Юрия Устинова и Никиты Бестужева.

От МАХУ выступила выпускница Училища, преподаватель МАХУ и ВГИК Марина Куинджи. Она провела искусствоведческий анализ выставки, особо отметив оригинальность замысла и качество исполнения каждой работы, подчеркнув, что произведения — живые, в них ощущается работа мысли художника, чему традиционно учили в Училище и учат во ВГИКе.

От ВГИКа слово было предоставлено заведующей отделением «Живопись» Колледжа ВГИК, художнику-постановщику анимационных фильмов Ирине Александровне Ленниковой. Ирина Александровна выступала не как гость, а как непосредственный участник создания экспозиции. Благодаря ей появилась возможность показать работы её мужа, художника А.В. Кузнецова, в частности эскизы к фильмам «Женитьба Бальзаминова», «Экипаж», «Очарованный странник», «Сказка о царе Салтане». В своём выступлении она вспомнила плеяду ВГИКовских педагогов и художников — выпускников Училища, у которых ей посчастливилось учиться, отметила особенности экспозиции и обратила внимание присутствующих студентов на ценность базового образования, владение которым даёт свободу в творчестве и в жизни, позволяя реализовываться в разных областях.

В заключение выпускница МХУ памяти 1905 года и доцент ВГИК Марина Вадимовна Курчевская, участница выставки, рассказала о годах учёбы и духе истинного МХУ, поделившись наблюдением, что на вступительных экзаменах в высшую школу выпускники Училища всегда обращают на себя внимание, демонстрируя хорошую подготовку.

Самыми юными из выступающих стали Мария Лесина — выпускница МАХУ 2022 года, студентка 2 курса ВГИК, непосредственная участница выставки, и студент 3 курса МАХУ Иван Шлевис.

Вадим Тараненко, выпускник Училища 1985 года, автор инсталляции «Страсти по Чевенгуру», предложил зрителям принять участие в акции-перформансе «Похороны чёрного квадрата».

Отдельным бонусом для посетителей выставки стала обзорная площадка. Восхитительные виды никого не оставили равнодушными.

Выставка работает до 30 июня. Посетить её можно по будним дням с 10 до 17 часов по предварительной договорённости с куратором выставки (Мария Комарова: 8 903 737-41-94) не позднее, чем за несколько дней для согласования прохода во ВГИК при предъявлении паспорта.

Галерея Кинограф. Новый корпус ВГИК, 11 этаж
Галерея Кинограф. Новый корпус ВГИК, 11 этаж
Экспозиция декана художественного факультета ВГИК, заслуженного художника РФ, академика РАХ В.В. Архипова
Экспозиция заслуженного художника РФ, лауреата двух Государственных премий В.С.Аронина
Работы В.С. Аронина
Работы В.С. Аронина
Работы В.С. Аронина
Работы В.С. Аронина, Е.И. Епишина, О.А. Арадушкина, А.В. Саушина, В.Н. Саушина, А.В. Кузнецова, М.О. Лесиной, С.М. Каманина
Работы В.С. Аронина, Е.И. Епишина, О.А. Арадушкина, А.В. Саушина, В.Н. Саушина, А.В. Кузнецова, М.О. Лесиной, С.М. Каманина
Работы В.С. Аронина, Е.И. Епишина, О.А. Арадушкина, А.В. Саушина, В.Н. Саушина, А.В. Кузнецова, М.О. Лесиной, С.М. Каманина
Работы В.С. Аронина, Е.И. Епишина, О.А. Арадушкина, А.В. Саушина, В.Н. Саушина, А.В. Кузнецова, М.О. Лесиной, С.М. Каманина
Работы В.С. Аронина, Е.И. Епишина, О.А. Арадушкина, А.В. Саушина, В.Н. Саушина, А.В. Кузнецова, М.О. Лесиной, С.М. Каманина
Работы В.С. Аронина, Е.И. Епишина, О.А. Арадушкина, А.В. Саушина, В.Н. Саушина, А.В. Кузнецова, М.О. Лесиной, С.М. Каманина
Экспозиция народного художника РФ, члена-корреспондента РАХ А.В. Кузнецова
Эскиз А.В. Кузнецова к к/ф «Женитьба Бальзаминова»
Эскизы А.В. Кузнецова к к/ф «Сказка о царе Салтане» и «Экипаж»
Экспозиция народного художника СССР, члена-корреспондента АХ СССР М.А. Богданова
Эскиз М.А. Богданова
Экспозиция Г.П. Шакицкой
Экспозиция А.П. Мелик-Саркисяна и Г.П. Шакицкой
. Работа доцента ВГИК М.В. Курчевской
Экспозиция Е.Б. Наркевич, А.Е. Толстуновой, В.А. Криницыной
Экспозиция В.А. Криницыной, Ю.С. Устинова, Н.А. Бестужева, Е.М. Рыкачёвой
Работы академика РАХ Ю.С. Устинова
Работы Н.А. Бестужева
Экспозиция В.А. Криницыной, Ю.С. Устинова, Н.А. Бестужева, Е.М. Рыкачёвой, К.А. Бондаренковой
Инсталляция В.Б. Тараненко
Работы М.А. Комаровой
Экспозиция И.В. Воробьевой и А.В. Саушина
Работы А.Е. Толстуновой из фонда МАХУ
Работы М.Д. Юревич
Экспозиция заслуженного художника РФ, доцента ВГИК Н.В. Пархоменко
Работы Н.В. Пархоменко из фонда ВГИК
Работы Ю.В. Фаранковой из фонда МАХУ
Работы А.Н. Полиди из фонда МАХУ
Открытие выставки
Открытие выставки
Открытие выставки
Открытие выставки
Открытие выставки
Открытие выставки
Открытие выставки
Открытие выставки
Открытие выставки
Доцент, заведующая отделением «Живопись» Колледжа ВГИК И.А. Ленникова думает над экспозицией выставки
Виды с крыши ВГИК
Д. Мигазова, Н. Пархоменко, М.Комарова, И. Ленникова, М.Куинджи, С. Захарова, Д. Поморцева на крыше ВГИК после открытия


Вадим Тараненко, выпускник Училища 1985 года, автор инсталляции «Страсти по Чевенгуру», предложил зрителям принять участие в акции-перформансе «Похороны чёрного квадрата».