Задачи методического фонда, в первую очередь, учебные: демонстрация образцов выполнения заданий учащимся и проведение отчётных методических выставок по окончании семестров. Тем не менее, результатом высокого уровня преподавания, таланта и увлечённости обучающихся стали работы такого уровня, что позволили выделить целый ряд произведений в особый фонд, который по полному праву можно назвать золотым. Академические работы 1950-х - 1970-х годов соответствовали уровню высшей школы. По ним можно составить мнение о традициях и методике преподавания, основным заданиям и их последовательности, о педагогическом и творческом почерках преподавателей.
Изначально в училище существовали два основных направления обучения: станковое и театральное. Другие специальности и отделения появились намного позже: с 1966 года выпускаются художники-оформители, в 1970 году к ним добавляются художники-реставраторы, в 1972 - промграфики. Уровень преподавания академических рисунка и живописи являлся высоким на всех отделениях, но на педагогическом, которое в разные годы называлось станковым, живописно-педагогическим, художественно-педагогическим, количество часов, отведённых этим предметам, было наибольшим. Здесь работали самые сильные педагоги, сюда вёлся набор наиболее подготовленных студентов. Поэтому работы, представленные в «золотом фонде», преимущественно выполнены студентами данного отделения. Коллекция театрального отделения тоже поражает качеством исполнения, оригинальностью замыслов, известностью имён студентов и преподавателей, но требует отдельного представления. Часть её, в количестве 85 единиц, только что экспонировалась в рамках выставки «Магия театра и кино» в выставочном зале МСХ по адресу ул. Кузнецкий Мост, д. 11 отдельным залом, посвящённым юбилею училища.
Выставка «золотого фонда» состоит из четырёх разделов.
Академический рисунок представлен работами, выполненными как карандашом, так и мягкими графическими материалами. При отборе акцент был сделан на портретах 1950-х годов, их демонстрируется около тридцати. Среди преподавателей легендарные для училища имена: А.К.Деулин, Н.Н.Истомин, А.С.Карякин, С.Г. Григорьев, С.С. Помазов, Н.Д.Быканова, Ю.М. Карпушин, Е.В. Журавлева. В.И. Пастухов представлен сразу в двух ипостасях - двумя студенческим рисунками, и в качестве всеми уважаемого педагога.
Акварельная живопись вызывает особый трепет. Собрание представленных акварелей носит условное название «Папка Стручкова». В 2015 году в Школе акварели Сергея Андрияки в Гороховом переулке проходила выставка к 90-летию Училища памяти 1905 года, организованная не без содействия выпускницы Училища 1992 года и преподавателя Школы акварели со дня её основания Елены Александровны Мироновой. На официальном открытии в числе приглашённых оказалась Светлана Максимовна Горбачёва, с 1993 по 2013 год проработавшая хранителем фонда сначала при заведующем фондом Владимире Исааковиче Пастухове, а потом при сменившем его Сергее Георгиевиче Стручкове. Она рассказала про папку, в которую Сергей Георгиевич собирал старые акварели чуть ли не довоенного периода, а затем 1940-1950-х гг. Сергей Георгиевич скончался в 2009 году, Светлану Максимовну уволили с работы в 2011 году. Она описывала примерный размер работ и даже местонахождение папки, но найти её реальных шансов не было. При организации очередной юбилейной выставки «Золотого фонда Училища памяти 1905 года» теперь уже в Академии акварели Сергея Андрияки в 2025 году вопрос про «папку Стручкова» встал снова. Начался тотальный разбор фонда. И вот в ноябре 2024 года обнаруживается папка с надписью «Старые акварели». В ней работы, написанные на подготовительном отделении и в первом семестре первого курса под руководством Е.Д. Седовой, получившей художественное образование ещё в Париже в дореволюционные голы, М.М. Булгаковой, которую с восторженным придыханием вспоминают все её выпускники, О.А. Авсияна, В.А. Синёва, С.Д. Дарагана, Э.Г. Липкинда, Р.А. Диденко, В.А. Конягина, С.Г. Стручкова. Все они экспонируются впервые!
Академическая станковая масляная живопись.
В представленных живописных работах наиболее полно продемонстрированы основные учебные задания: от натюрмортов через все более усложняющийся портрет к обнажённой модели и одетой фигуре. Наибольшее количество работ одного автора, портрет с руками, одетая женская фигура и обнажённая мужская, принадлежит изысканной кисти Михаила Шалдина - выпускника 1964 года. В одной группе с ним училась И.И. Киселенко, автор двух живописей и одного рисунка, преподаватель училища с 40-летним стажем и ныне продолжающая обучать студентов. Отличились студенты театрального отделения, ставшие впоследствии видными художниками театра, В.Г. Балаш (выпуск 1953 года, Заслуженный художник Украинской ССР) и В.А. Макушенко (выпуск 1966 года, Заслуженный художник РФ). Следует обратить внимание на лежащую «Обнажённую мужскую модель», автором которой является В.М. Сибирский - выпускник 1956 года, ставший впоследствии Народным художников РСФСР. Среди имён преподавателей однокурсник М. Шалдина и И. Киселенко В.П. Борисов. И конечно, особое место в памяти благодарных студентов занимают С.Н. Костин, В.И. Илюхин, М.В. Добросердов, из более близкого к современности поколения В.С. Карандаев, П.Г. Чумаченко.
Заключительный раздел выставки - это дипломный эскиз к картине. Он объединяет навыки, полученные по трём основным учебным дисциплинам: рисунку, живописи и композиции, является самым интересным, так как показывает жизнь, окружающую молодое поколение художников разных десятилетий, демонстрирует волнующие их сюжеты и темы. Настоящим символом выставки является дипломная работа Заслуженного художника РФ Николая Кузнецова «В.Н.Бакшеев с учениками» (1953 год). Руководителем данного диплома стал А.И. Саханов, директор училища с 1950 года, сам бывший ученик Василия Николаевича Бакшеева. Возможно он подал идею дипломной работы выпускнику. Среди студентов, внимательно слушающих уважаемого художника, осуществлявшего художественное руководство над училищем с 1940 по 1958 год, узнается и его фигура. А обсуждают они этот самый эскиз. Необыкновенно атмосферным является холст В.П. Лукина «На бульваре» 1961 года. Не исключено, что изображён Сретенский бульвар в непосредственной близости от здания училища. Заражает трудовым энтузиазмом картина 1956 года «Путейцы» В.А. Дианова, награждённого в 1967 году медалью Общества чехословацко-советской дружбы. Обращают на себя внимание дипломные эскизы Заслуженных художников РФ Олега Осина «Новая Москва» (1961 год) иВиктора Каулина «На работу» (1964 год), «Корабли» (1964 год) Ефима Дубоссарского, «У моря» (1970 год) Олега Арадушкина, Заслуженного художника РФ и члена-корреспондента Российской академии художеств. Училище памяти 1905 года всегда отличал очень высокий уровень преподавания композиции. Перечислить имена блестящих преподавателей из года в год выпускавших сильных художников необходимо: ПН.Богачёв, О.А. Авсиян, А.М. Дубинчик, М.Ю. Кугач, А.М. Шелегеда. Им на смену пришли Н.В. Пархоменко, И.И. Киселенко, С.И. Середина.
Традиции академической школы училища продолжают выпускники недавнего времени. Работа А.М. Селиной «Солнце. Ветер. Севастополь» (2011 год) - первая версия диплома. Итоговая украшает интерьер Администрации Президента. Вселяет оптимизм и самая большеформатная работа выставки «Лето» А.В. Какушкина (2010 год). Хороши учебные портреты А.М. Грубер и А.С. Федосовой 2022 и 2023 годов, выполненные под руководством О.В. Куриловой. Отсылает к классической живописи «Натюрморт с самоваром» Д.М. Гусева, осуществлённый под руководством выпускника училища 2008 года, теперь преподавателя Р.В. Неводника.
Экспозиция даёт возможность познакомиться с первыми шагами в искусстве будущих уважаемых и заслуженных художников. Многие работы выставляются впервые.
Выставка стала возможной благодаря Сергею Николаевичу Андрияке, который за несколько недель до своего преждевременного ухода, поддержал просьбу руководства Училища о предоставлении для юбилейной выставки достойной площадки. Благодаря ему у москвичей и гостей столицы появилась уникальная возможность познакомиться с золотым фондом Училища памяти 1905 года.
27 февраля – 27 апреля 2025 года.
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Музейно-выставочный комплекс.
Москва, ул. Академика Варги, дом 1
Куратор
Мария Комарова