«Выпускники и преподаватели Училища памяти 1905 года - преподаватели ВГИК»

От МАХУ до ВГИКа

АРТ-ПРОСТРАНСТВО 3 этаж, исторический корпус ВГИК

26 ноября - 11 декабря 2025
Между холстом и кадром

Выставка «Выпускники и преподаватели Училища памяти 1905 года — преподаватели ВГИК» проходит в рамках юбилейного марафона, посвящённого 100-летию Московского академического художественного училища (МАХУ). Как и предыдущий проект — «Выпускники Училища памяти 1905 года — выпускники ВГИК: художники кино», показанный в июне этого года в галерее «Кинограф», — она обозначает лишь одно из направлений изучения истории Училища в контексте развития отечественного искусства последнего столетия. Аналогичные выставки можно было бы с успехом организовать во всех крупнейших художественных вузах Москвы — «Суриковке», «Строгановке», «Полиграфе», «Худграфе» — и во многих учебных заведениях страны, просто заменив название принимающей стороны. Поэтому нынешнюю экспозицию справедливо считать пилотным проектом.

Однако связь между МАХУ и ВГИК имеет множество специфических и уникальных черт.


История художественного факультета ВГИК начинается в 1939 году, когда Фёдор Богородский пришёл в Московское областное художественно-педагогическое училище памяти восстания 1905 года с просьбой порекомендовать ему сильных студентов, которых можно было бы зачислить без экзаменов и тем самым задать высокий уровень первого набора. Такими студентами стали Владимир Саушин и Сергей Каманин — товарищи по третьему курсу, которые после войны вернулись во ВГИК уже в качестве преподавателей (их работы экспонировались в институте в июне этого года).


В те же годы в Училище памяти 1905 года учился Борис Неменский, переведшийся незадолго до войны в Саратовское художественное училище. Тем не менее он всегда считал МАХУ важной вехой своего художественного пути, а его работы неоднократно участвовали в юбилейных выставках МОХУ в ЦДРИ — в 1960 и 1965 годах.


В 1939 году Училище окончил Михаил Богданов, который впоследствии долгие годы возглавлял мастерскую художника-постановщика во ВГИКе. Среди его учеников — Анатолий Кузнецов, окончивший МАХУ в 1958 году. Завершив карьеру в кино, Кузнецов сам стал педагогом и осуществил три выпуска во ВГИКе — в 2000, 2005 и 2010 годах. В конце 1990-х у него и у Геннадия Епишина (выпускника 1952 года) училась Мария Комарова, окончившая МАХУ в 1994 году и позже преподававшая в Колледже ВГИК (2011–2021). Это — естественное преемство, растянутое во времени.


Однако на нынешней выставке представлено более десяти человек, пришедших работать во ВГИК и в Колледж кино, телевидения и мультимедиа практически в один короткий временной отрезок. Эта волна заслуживает особого внимания — её можно сравнить с библейским исходом.


Массовый переход преподавателей из МАХУ в Колледж ВГИК случился в сложный период изменений в Училище, когда традиционные ценности оказались под угрозой, Колледж ВГИК стал творческим пристанищем для педагогов, стремящихся сохранить академические стандарты.


Именно в этот критический момент Колледж ВГИК, расположенный на Яузе, стал для многих «землёй обетованной». Там действовал тот же образовательный стандарт по специальности «Живопись (углублённая подготовка)», одним из авторов которого был незабвенный Иван Эрвенович Латышев. Более того, в Колледже увеличились контрольные цифры приёма и расширилось количество учебных групп.


Так начался исход.


Первопроходцем на «другой берег» стал Антон Николаевич Иванов. За ним последовали Елена Викторовна Севрюкова и ныне покойная Галина Николаевна Кузнецова, затем — Татьяна Михайловна Добросердова и Пётр Гаврилович Чумаченко. Со временем к ним присоединились Дмитрий Александрович Добросердов, Екатерина Евгеньевна Иванова-Горкина, Святослав Фёдорович Прилуцкий и Людмила Владимировна Варламова. Несколько лет по авторской программе великолепно преподавала цветоведение Екатерина Викторовна Михайлова.


Директор Колледжа Марина Николаевна Краковская совместно с заведующей отделением живописи Ириной Александровной Ленниковой и художественным руководителем Станиславом Михайловичем Соколовым грамотно сформировали преподавательский состав учебного подразделения ВГИК.


По закону сохранения энергии, действующему и в гуманитарной сфере, из МАХУ убыло — зато во ВГИКе прибыло. Прекрасные педагоги смогли продолжить своё благородное дело в условиях уважения к искусству и к друг другу. Частица духа Московского художественного училища памяти 1905 года теперь живёт здесь — а значит, Училище живо. Уже успели окончить Колледж дети нескольких выпускников МАХУ, которые, вероятно, поступили бы в родное училище, если бы не произошедшие в нём фатальные перемены. Так прервались династии МАХУ, но сохранились традиции академического художественного образования.


Что касается высшей школы, то здесь, прежде всего, следует назвать декана факультета Валерия Валентиновича Архипова — выпускника театрального отделения МАХУ 1984 года. Как истинный «МАХУшник», он поддерживает инициативы Училища и участвует практически во всех событиях юбилейного года.


В 2015 году, выпустив последнюю группу по композиции в МАХУ, на кафедру художника кино по костюму пришла Наталия Владимировна Пархоменко — ученица Лидии Юльевны Нови.


Факультет анимации и мультимедиа представляют работы мастеров, ещё со студенческих лет друживших в Училище 1905 года — учеников Татьяны Сельвинской: Марины Викторовны Курчевской и безвременно ушедшего Аркадия Перчевича Мелик-Саркисяна.


Также на факультете преподаёт Егор Николаевич Зайцев — выпускник МАХУ 1986 года. На кафедре искусствоведения читает лекции Марина Викторовна Куинджи (выпуск 1982 года). В последние годы ряды преподавателей пополнились новым поколением выпускников МАХУ—ВГИК: Марией Михайловной Сотниковой (выпуск 2018) и Андреем Михайловичем Агиным (выпуск 2012).


Всего на выставке представлено 100 работ двадцати авторов.

Открытие выставки
Торжественную часть открыл Антон Николаевич Иванов — автор идеи выставки, преподаватель колледжа и профессор ВГИК. Именно его творческая инициатива легла в основу проекта, визуализирующего преемственность педагогических традиций.

С приветственным словом выступил декан художественного факультета ВГИК Валерий Валентинович Архипов — выпускник театрального отделения МАХУ 1984 года. Он подчеркнул, что для него, как для «истинного МАХУшника», эта выставка — не просто событие, а часть личной и профессиональной биографии, связующая alma mater с современной художественной школой ВГИК.

Наталия Владимировна Пархоменко, профессор и заслуженный художник, поделилась воспоминаниями о переходе из МАХУ во ВГИК в 2015 году, когда она выпустила последнюю группу по композиции в Училище и начала работать на кафедре художника кино по костюму. Её выступление стало живым свидетельством трансляции традиций от учителей к ученикам.

Особую теплоту встречи придало выступление Татьяны Михайловны Добросердовой — заслуженного работника культуры, преподавателя колледжа ВГИК, у которой в своё время в МХУ учился сам В. В. Архипов. Её слова стали напоминанием о том, как педагогическое влияние прорастает через десятилетия, формируя новые поколения мастеров.

Марина Викторовна Куинджи, старший преподаватель и выпускница 1982 года, отметила важность сохранения академической школы в современных условиях, а Марина Николаевна Краковская, директор колледжа ВГИК, рассказала о принципах формирования творческого педагогического коллектива, сумевшего принять и интегрировать традиции МАХУ.

Трогательным моментом стало выступление Ирины Александровны Ленниковой — заведующей отделением «Живописи», вдовы народного художника, выпускника МХУ 1958 года Анатолия Владимировича Кузнецова. Её присутствие символизировало неразрывность творческих и человеческих связей, переходящих из прошлого в настоящее.

Ярким акцентом стало появление у микрофона Марии Сотниковой — одной из самых юных выпускниц МАХУ и ВГИК, уже преподающей в колледже. Её участие обозначило преемственность не только в педагогике, но и в обновлении творческого состава.

И, наконец, представилась возможность вручить Благодарственное письмо от директора МАХУ О.В. Косаревой декану ВГИК В.В. Архипову. Этот жест стал официальным признанием значимости связи двух учебных заведений и личного вклада Валерия Валентиновича в сохранение и развитие традиций отечественного художественного образования.