Жизнь длиною в век и для одного человека – огромный путь, наполненный чередою событий, дел, лиц, встреч, расставаний, побед, потерь и приобретений. А что говорить, если речь идёт о вековом юбилее одного из ведущих художественных учебных заведений страны!
В 2025 году Московскому государственному художественному академическому училищу «Памяти 1905 года» исполняется 100 лет со дня основания.
Простая арифметика подсказывает, что учебный век МХУ – это как минимум 96 выпусков и около 10 000 выпускников! Несколько поколений живописцев, графиков, преподавателей изобразительного искусства, мастеров промышленной графики, рекламы, дизайна среды, архитекторов, художников театра и кино, искусствоведов и реставраторов с дипломами МХУ (МоХУ, МГАХУ, МАХУ) «Памяти 1905 года» в меру сил и таланта несут в наш мир красоту и гармонию.
Однако, обратим внимание на ещё один, «поколенческий», юбилей!
Целая плеяда бывших студентов училища отмечает ныне полвека со дня его окончания. Пятьдесят лет тому назад (у моряков принято кричать «полста!»), в середине 1970-х, в большую жизнь вышли те, кто сегодня уже внёс и продолжает вносить яркий и заметный вклад в формирование художественного облика России. – Как пел когда-то поэт Леонид Семаков: «Не любить меня – это можно. Не услышать – уже нельзя!»
Выставка «В ЦЕНТРЕ СТОЛЕТИЯ» задумана как попытка взглянуть, хотя бы фрагментарно, на плоды пятидесятилетнего творческого опыта большой группы художников, окончивших МХУ в юбилейном 1975 году, несколькими годами ранее или несколькими годами позднее.
Среди участников известные мастера всех видов изобразительного искусства, всех жанров, стилей и техник – станковой живописи, печатной и уникальной графики, книжной и журнальной иллюстрации, декоративно-прикладного и монументального искусства.
Свои произведения представили народные и заслуженные художники России, действительные члены, члены-корреспонденты и почётные академики Российской академии художеств, лауреаты национальных и международных премий и конкурсов, ректоры художественных вузов, деканы факультетов и руководители творческих мастерских, сотрудники крупнейших государственных музеев, искусствоведы, общественные деятели.
Итак, в экспозиции: Лев Алимов, Олег Арадушкин, Валерий Архипов, Юрий Богачев, Андрей Борисов, Николай Буртов, Александр Ветров, Леонид Гландин, Юрий Григорян, Лариса Давыдова, Пётр Ефремов, Лидия Иванова (Кошикова), Игорь Кислицин, Александр Козьмин, Сергей Колокольчиков, Юрий Кузнецов, Светлана Кузнецова, Марина Куинджи, Анатолий Кулинич, Ирина Лотова, Юрий Лубжев, Анатолий Любавин, Нина Любавина, Владимир Мосин, Лариса Неменская, Александр Неретин, Дарья Обросова, Кирилл Опухлый, Наталия Пархоменко, Леонид Петрушин, Иван Полиенко, Юрий Попков, Ирина Попкова, Константин Розанов, Александр Сафонов, Ольга Талалаева, Марина Талашенко, Георгий Уваров, Юрий Устинов, Алексей Федулов, Виталий Цилиакус, Игорь Четвертков, Анатолий Шелегеда, Анатолий Ярославцев.
1970-е годы – это и календарная середина училищного столетия, и период творческого, педагогического и методического расцвета МХУ «Памяти 1905 года».
Сретенка, дом 6! В аудиториях, мастерских и на крутых лестницах старого здания наискосок от Сретенского монастыря возле одноимённого бульвара витал дух не только масляной краски и разбавителя, но и атмосфера хиппового вольнодумства, юных амбиций и творческой дерзости.
Художественным руководителем училища в те времена был заслуженный художник РСФСР, фронтовик и мудрец Александр Иванович Саханов, директором МХУ – тоже ветеран Отечественной войны, боевой офицер Владимир Иванович Илюхин, а его бессменным заместителем по учебной работе – строгая и компетентная Елизавета Васильевна Журавлёва.
Любимые педагоги по живописи Матильда Михайловна Булгакова, Эммануил Григорьевич Липкинд, Дмитрий Андреевич Воронцов, Рафаил Андреевич Диденко, а также старейшие преподаватели, воспитанники ещё передвижников и бубнововалетчиков, основатели педагогических и художественных династий Елена Дмитриевна Седова и Михаил Владимирович Добросердов, учили своих подопечных незамутнённому взгляду на мир, культуре цвета и личной колористической интонации.
Кафедру рисунка возглавлял Владимир Исаакович Пастухов, под его руководством работали Михаил Иванович Королёв, Виктор Афанасьевич Синёв, Юрий Митрофанович Карпушин, Юрий Гаврилович Горелов, Юрий Борисович (Николаевич) Ларин. Основы теории композиции на всех отделениях закладывали: автор методических разработок и учебных книг Осип Абрамович Авсиян, педагог-универсал Юрий Георгиевич Седов, книжный иллюстратор Михаил Фёдорович Петров. Почти четверть века подготовкой дипломных проектов на живописно-педагогическом отделении руководил заслуженный художник РСФСР, ветеран Великой Отечественной войны, живописец Александр Михайлович Дубинчик.
Подлинными кумирами в 1970-е годы воспринимались студентами театрально-декорационного отделения Татьяна Борисовна Серебрякова, чьи детские портреты кисти её великой матери – Зинаиды Серебряковой мы знали по Третьяковке, а также Татьяна Ильинична Сельвинская и Борис Яковлевич Лагутин.
У промграфиков и оформителей были свои легендарные наставники – Борис Николаевич Малинковский, Эммануил Бениаминович Миниович, Валерий Александрович Волков,
Летом мы выезжали на пленэры в дальние и не очень российские города – Зарайск, Муром, Плёс, Сергиев Посад, Горький, Боровск, а зимой – на искусствоведческую практику в Ленинград, где в течение двух недель были обязаны ходить на лекции и экскурсии в залы Эрмитажа и Русского музея вместе с неповторимыми преподавателями по истории искусств, истории костюма и материальной культуры Авророй Заловной Щедриной, Эльзой Владимировной Кильчевской, Дагмарой Николаевной Папикян.
А ещё, конечно, были физкультура, турпоходы и то, что не регламентировалось никакими учебными планами, инструкциями или административными документами: дружба на десятилетия, прочные человеческие связи, любовь, создание семей, а в дальнейшем и целых художественных династий.
И вот прошло полвека послеучилищной жизни. У каждого свой путь. На этом пути были вузы, аспирантуры, поездки по стране или за её пределы, годы и годы художественной, педагогической, музейной, реставрационной, издательской, общественной работы, поиски своего места в искусстве, своего индивидуального голоса, но главное – своей творческой судьбы.
Что получилось? – отчасти можно увидеть здесь, в залах галереи «Тушино» объединения «Выставочные залы Москвы», сотрудникам которого все участники выставки выражают искреннюю благодарность.
Наш век, надеюсь, ещё не окончен. Мы лишь в центре столетия.
Юрий Богачев,
член Союза художников России, член Союза журналистов России, член правления МООСХ, председатель секции графики МООСХ, член Общественного совета по детской книги России при Российском фонде культуры