Следующим спикером выступила Михайлова Екатерина Викторовна — выпускница училища 1982 года оформительского отделения, преподающая в МХУ с 1987 года рисунок, живопись и цветоведение. В разные годы своего 38-летнего стажа она была председателем предметно-цикловой комиссии по рисунку, заведующей секцией рисунка на кафедре рисунка и живописи. Екатерина Викторовна рассказала о преемственности педагогической системы и о своих учителях.
Блестящие педагоги-художники всегда составляли славу МАХУ, и о них с любовью и почтением вспомнили выступившие следом Попков Юрий Николаевич, выпускник 1979 года, участник многих юбилейных выставок и импровизированного оргкомитета бывших выпускников по организации юбилея, автор одного из представленных в большом зале дипломов, специально отреставрированных и оформленных к этому событию, а также Куинджи Марина Викторовна, выпускница 1982 года, художник, искусствовед, преподаватель, участница трёх выставок.
Особое внимание в этом разделе привлекла экспозиция «Портрет педагога» — портреты преподавателей, написанные студентами в последние годы по инициативе заведующей фондом Анны Александровны Мартьяновой специально к юбилею.
О том, что не только учителя, но и сами стены исторического здания училища на Сретенке воспитывали настоящих художников, рассказал Уваров Виктор Дмитриевич, выпускник 1976 года, заслуженный художник РФ, доктор искусствоведения, профессор.
От нынешнего поколения учащихся выступила одна из самых талантливых и увлечённых живописью его представительниц — студентка 4 курса специальности «Станковая живопись» Ирина Талейкина, уже лауреат многих профессиональных конкурсов. Она от лица своих товарищей по учёбе поделилась радостью присутствия на таком событии, гордостью от участия в выставке и учёбы в МАХУ.
Добрые слова в адрес училища, его юбилея и выставки произнёс Бессонов Николай Борисович, художник, живописец, член ТСХР, представитель Сергиево-Посадского объединения художников и семьи Барченковых. Николай Иванович Барченков — выпускник 1939 года, и его работы из собрания семьи украшают уже не первую выставку юбилейного года.
«Столетие Училища памяти 1905 года стало настолько созидательным событием, что даже определённые сложности и неожиданные кадровые перестановки только способствовали его яркому шествию по выставочным площадкам Москвы и России», — сказала ведущая мероприятия, куратор юбилея Мария Комарова, передавая слово Артемьевой Елене Юрьевне. Драматургия жизни такова, что концепция и сроки проведения выставки в Беляеве были заложены более года назад, когда Елена Юрьевна являлась исполняющей обязанности директора МАХУ и стояла у истоков юбилейных торжеств. Сейчас же она приветствовала выставку в качестве руководителя Объединения выставочных залов Москвы. С момента её вступления на эту должность при благожелательном содействии директора МАХУ Косаревой Оксаны Валентиновны график юбилейных выставок, помимо всего запланированного ранее, пополнили и украсили проекты в галереях Объединения «На Каширке», «На Солянке», «На Песчаной» и «На Ходынке». А впереди ещё заложенная в выставочный план 2026 года выставка «Век театра» в галерее в Тушино.
Благодаря энтузиазму и помощи выпускников, администраций и сотрудников выставочных залов, музеев, художественных училищ и колледжей искусств состоялось 50 выставок в 14 городах Российской Федерации, преодолено почти 5000 километров, показано около 4000 произведений изобразительного искусства, в том числе подготовлено и представлено 1000 произведений, хранящихся в учебно-методическом фонде МАХУ. Количество выставочных дней, начиная с выставки «Ирина Ивановна Киселенко и ученики», составило 1279. Юбилейных публикаций на сайте училища — более 100. Собрано, отредактировано, свёрстано и напечатано более 200 биографий выпускников разных лет, чьи работы участвовали в различных юбилейных выставках. Издан силами выпускников альбом «Анатолий Шелегеда. Художник, учитель», который как единственное издание 2025 года скоро станет библиографической редкостью.
Церемония открытия проходила в большом зале галереи на фоне 35 работ из фонда училища. Только две из них — дипломы Марианны Елизаровой и Константина Бриллиантова — ранее демонстрировались на выставке «Век традиций» в Белгородском государственном художественном музее. Остальные работы 1960-х — 1980-х годов показаны впервые с момента защиты диплома. Некоторые из них предназначались на списание, часть даже не успели оформить, а две — отреставрировать. На противоположной стене привлекают внимание диплом Елены Тереховой «Уголок училища», учебный натюрморт Ольги Клеруа (Старухиной) и несколько работ последнего десятилетия: диптих Елены Лукьянченко (2011), портрет Елены Товмасян (2015), диптих «Ссора» Екатерины Ратниковой (2025). Центр зала украсили работы Геннадия Лупандина (выпуск 1957 года) из собрания семьи художника и Леонида Корсакова (выпуск 1961 года) из коллекции Татьяны Бешелевой.
Ещё один значительный раздел выставки, задающий настроение всей экспозиции, — «Выпускники прошлых лет». Здесь представлены работы и авторы, не попавшие по разным причинам в предыдущие проекты. Это работы народных художников Николая Барченкова и Анатолия Любавина, заслуженных художников Бориса Лискова и Олега Осина, академика РАХ Нины Любавиной, почётного члена РАХ Юрия Попкова.
Впервые приняли участие в наших выставках Вера Аткарская (коллажи), Андрей Баширов, Татьяна Бешелева (батик), Татьяна Борисова, Александра Володина, Наталья Бирюкова, Виктория Гусева, Людмила Денисова, Ксения Земскова, Евгений Коробейников, Екатерина Ксенофонтова, Любовь Лазуткина, Сергей Марясов, Ольга Муратова, Татьяна Набатова, Илья Осин, Александра Путрик (стекло), Елена Терехова, Наталья Старинова.
Впервые на внешней площадке показали себя Ольга Зверева и Ольга Кулькова. Достойно выглядит рядом с работами маститых художников «Яблонька» Дмитрия Резоухова.
Проектом внутри проекта, мини-персональной выставкой можно считать экспозицию выпускника 1977 года Дмитрия Канторова. Помимо уникальных экспонатов — архитектурных сооружений, вдохновлённых обратной перспективой, используемой в иконописи, — Дмитрий сам соорудил металлическую конструкцию для экспонирования вылепленной вручную модели Царства Божьего из серии «Современная русская футуристическая архитектура», а его очаровательные дочери помогли выкрасить для неё фон. Дмитрий с 2013 года разрабатывает новую, живую, личностную архитектуру, «основанную на традициях народного творчества и несущую заряд рукотворной подлинности». По его замыслу она должна стать отдушиной для современных горожан, уставших от депрессивной городской среды. На юбилейной выставке, да ещё проходящей в праздничные новогодние дни, его экспозиция выглядит замечательно. Впрочем, как и вся выставка в целом. Ведь главное предназначение искусства — радовать зрителя. Выпускники Училища памяти 1905 года выполняют эту важную миссию без малого сто лет!