Говорить о студенческих годах и МАХУ, я могу бесконечно. Много интересного, смешного, трогательного было связано с МАХУ... С благодарностью вспоминаю всех педагогов и сотрудников МАХУ, старые стены на Сретенке...
В 8 классе 616 школы Зеленограда, я несколько месяцев занимался в школьной изостудии, руководил которой Вадим Дмитриевич Павлинов - учитель рисования и черчения, выпускник худграфа МГПИ. В своё время, он пытался поступать в МОХУ памяти 1905 года, но не поступив, закончил Педагогический институт. Я успел сделать четыре акварельных натюрморта и четыре натюрморта углём. Вадим Дмитриевич сказал: «Попробуй поступить в Училище 1905 года, поступить ты не поступишь, но хоть попробуешь...». В 1969 году у меня был выбор: поступать в художественное училище или идти помощником рулевого в Варну в Болгарию на флагманском корабле «Москва» от Московского клуба юных моряков, речников и полярников (я создал в школе Клуб юных моряков, ставший филиалом Московского Клуба).
Чтобы не идти поступать одному в училище, я позанимался с братом и предложил ему поступать вместе (брат старше меня на полтора года, я с 1954, а он с 1952 года. После 8 класса брат Юрий закончил ПТУ по специальности токарь-универсал). Он сделал несколько акварельных натюрмортов и несколько рисунков натюрмортов углём. С этим мы и поехали на предварительный просмотр. Отстояв длинную очередь абитуриентов, вошли и разложили натюрморты. Нам повезло - в приёмной комиссии работал Осип Абрамович Авсиян, заведующий кафедрой композиции МХУ. Не знаю, что увидел Осип Абрамович в нас или в наших натюрмортах, но он допустил нас с братом до вступительных экзаменов, хотя мы приехали совсем без композиций. На встрече поступающих, которую проводил Дмитрий Андреевич Воронцов, я впервые увидел и познакомился со своей будущей второй женой, Лерой Воробьёвой, которая поступала после 8 класса. Я решил поступать на реставрационное отделение. Специальные предметы с братом, мы сдали одинаково: рисунки пять, живопись четыре, композиция пять. По общеобразовательным предметам у меня оценки были выше и я поступил, у брата оценки были хуже и он не прошёл. Лера Воробьёва, тоже не добрала баллов и не поступила. Они поступали на следующий, 1970 год. Я пошёл работать на вступительных экзаменах, чтобы как-то помочь. За работу на вступительных экзаменах, получил абонемент на Московский Международный кинофестиваль. Брат Юрий и Лера поступили. На лестнице МХУ мы с Лерой встретили Евгению Иосифовну Гохберг, которая спросила Леру, почему она не сказала, что Лерина старшая сестра Инна Воробьёва закончила театральное отделение МХУ в 1969 году, мы бы сразу приняли тебя (Инна Воробьёва училась вместе с Александром Саушиным, старший брат, которого Николай тоже закончил МХУ и поступил во ВГИК, на художника постановщика, где 45 лет преподавал их отец. Александр Саушин поступил после театрального отделения МХУ, вместе с Инной Воробьёвой в ГИТИС, на режиссёрское отделение, на курс Сергея Образцова. Закончив ГИТИС, Инна Воробьёва много лет работала в кукольном, мультипликационном Объединении «Экран» режиссёром-постановщиком и художником-постановщиком, создав множество прекрасных кукольных мультфильмов).
У моего старшего брата, Юрия, после поступления, возникла проблема, ему надо было отработать два года на заводе токарем. Юрист посоветовала нам обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних. Брату ещё не исполнилось 18 лет. Комиссия разрешила ему учиться в МХУ, не отрабатывая, по закону положенные два года на заводе. Нас с братом в училище путали, хотя мы с ним совершенно непохожи, разве только тембром голоса. Меня считали старшим, а его младшим. Иногда меня вызывала Елизавета Васильевна, прося увезти брата домой, он быстро хмелел. Отсрочка от армии в МХУ была до 20 лет. Брат после второго курса отслужил в космических войсках под Симферополем. Он входил в один из дублирующих экипажей водителей лунохода. Рядом с их частью был оборудован «Лунодром». После демобилизации, брату предлагали продолжить службу на корабле Центра Управления и связи «Юрий Гагарин», но брат вернулся на третий курс МХУ.
Когда Папа узнал, что я поступил в художественное училище, он отвёл меня в ателье, где старый мастер сшил мне костюм. Было интересно ходить пару раз на примерки. В группе я был самый молодой, но Елизавета Васильевна назначила меня заместителем старосты группы, впрочем, как и в школе, моя первая учительница, назначила меня сразу старостой класса. Наверное это карма, каждый раз вступая в творческий союз, сначала в Горком графиков, потом в союз художников, союз журналистов и другие меня выбирали: либо в выставком, либо в руководство, профкома, секции, комитета.
Вечер первокурсника в 1969 году проходил на двухпалубном теплоходе, на воде. Лев Алимов, промграфик, ныне почётный академик РАХ, попросил меня пронести на теплоход сумку с алкогольными напитками, справедливо полагая, что меня, первокурсника, проверять не будут. Кембридж «Ливерпульский», гениальный Бритиков, ходил по перилам верхней палубы, было весело! Самая смешная история была с Бритиковым. Её с упоением рассказывали студентам, не заставшим его. Мы были практически очевидцами. Было это в начале Сретенского бульвара, ещё до установки памятника Крупской.Кембридж «Ливерпульский» купил несколько пирожных картошка. Взяв газетку, он разложил на ней пирожные горочкой и присел над ней, сняв штаны. Подошёл милиционер, грозно сказав: «Что вы здесь делаете? Вы нарушаете порядок в общественном месте!». Кембридж вскочил, натянул штаны и начал судорожно поедать пирожные. Бедного милиционера вырвало. Вообще это был уникальный персонаж. Он прошёл по крутым перилам МХУ, возил по коридорам за собой детскую машинку на верёвочке. Его несколько раз отчисляли. Трогательно было наблюдать когда приезжали его родители к директору с просьбой его восстановить. Его мама, деревенская женщина в платочке и с небольшим узелком в котором были молоко, яички, овощи. Скромный гостинец директору МХУ...
Рисунку учил заслуженный деятель культуры, заведующий кафедрой композиции, Авсиян Осип Абрамович, который звал меня «маэстро». Только потом, я узнал, что так, Авсиян называл любимого ученика (ученицу). Очень благодарен любимому учителю, Осипу Абрамовичу Авсияну. Рисовали натурщика, позировавшего В.И.Мухиной для скульптуры «Рабочий и Колхозница» (И.С.Басанько). Чтобы раньше начать рисовать обнажённую модель, ходил на дополнительные занятия по рисунку и наброскам. С теплом вспоминаю знаменитую натурщицу Валю. Рисунком мы занимались в смежных аудиториях, объединённых аркой с промграфиками, где Седов Юрий Георгиевич просил молодого Андрея Карманова подойти и пощупать бедро натурщицы Вали, чтобы ощутить линию перелома формы, вгоняя его в краску.
На первом курсе живописи учился у старейшего педагога Седовой Елены Дмитриевны. Потрясали её рассказы, в промежутках лёгкой дрёмы, о классиках, у которых она училась. С ней была замечательная летняя практика в Останкино, в храмах и на площадях Кремля, закалившая и научившая нас не реагировать на советы зрителей. На втором курсе живописи учился у Карпушина Юрия Митрофановича, с которым были на летней практике в Боровске. После этой практики меня, заместителя старосты группы, впрочем, как и старосту, Лёню Овасапова, сняли с должностей за ночные гулянки, любовь к девушкам и вину. Вспоминается натюрморт с трёхлитровой банкой пива и варёными раками, который мы коллективно уничтожали, чтобы купить и поставить на следующем занятии такой же. На третьем курсе занятия по живописи вёл Илюхин Владимир Иванович - директор МХУ. Увидев меня на занятиях через пару недель после начала семестра, лихо пишущим мастихином на куске оргалита фигуру в интерьере, Владимир Иванович спросил у старосты группы Валеры Секрета, ныне заслуженного художника России, всегда ли я так пишу? Валера сказал, что всегда, когда прихожу. У меня на втором курсе погиб отец, маме было трудно с двумя студентами, денег на краски и холсты не хватало, приходилось прогуливать. На просмотре за живопись хотели поставить пять, но поставили четыре из-за малого количества работ, впрочем это не повлияло на предложение дать мне направление в Суриковский институт после защиты диплома (им я не воспользовался и пошёл служить в армию).
Композиции на первом курсе учил Петров Михаил Федорович - заслуженный художник России, художник кино и книжный график. Было приятно, когда Михаил Федорович попросил подарить ему декоративную работу из медной полосы и цветного стекла «Кот в сапогах». Классным руководителем нашей группы был заведующий кафедрой композиции Малинковский Борис Николаевич - книжный график, учивший нас композиции, жизни и игре в шахматы, с которым мы защищали преддипломные и дипломные проекты. Всё, чему я научился в профессии, во многом его заслуга. После окончания МХУ в 1973 году, Елизавета Васильевна предлагала, по просьбе Авсияна и Малинковского, остаться преподавать композицию на первом курсе и пойти учиться на вечернее отделение Педагогического института, как в своё время сделал Д.А.Воронцов, который остался преподавать живопись, учась на вечернем отделении Педагогического. Я отказался, сказав, что безбородым не могу учить бородатых студентов.
Благодарен педагогу по пластической анатомии художнику В.А. Конягину, ныне здравствующему ветерану ВОВ.
Любовь к искусству прививали старший научный сотрудник Пушкинского музея Тяжелов Венедикт Николаевич, добрый библиотекарь Лина Рудольфовна.
Жизни учили: Елизавета Васильевна Журавлёва, Евгения Иосифовна, Аделина Вячеславовна, Агриппина Ивановна...
С благодарностью вспоминаю заместителя директора Каунова Юрия Васильевича - горного спасателя, спелеолога, учителя физкультуры, с которым прошагал многие километры в горах и пещерах. Путешествия с Юрием Васильевичем невозможно забыть. Взглянув на мою тонкую фигуру, Юрий Васильевич не захотел меня брать в поездку на в зимние каникулы с лыжами в Карпаты, но девочки из нашей группы О-73 его уговорили. Взяли напрокат лыжи с ботинками, собрали рюкзаки, спальники, палатки. Каунов распределил котлы, провизию, палатки, снаряжение. В Киеве Юрий Васильевич Каунов, организовал экскурсии: на кондитерскую фабрику и колбасный завод. Опытные работники долго водили нас по линиям с карамелью, вафлями и только потом, нас, изрядно наевшихся сладостей, привели в шоколадный цех. В Киеве я смог на спор, несмотря на мою тонкую фигуру, съесть целиком киевский торт. На колбасном заводе, девочки подняли дикий визг, увидев пробегающую по большому поддону, для фарша крысу...
Приехав в Мукачево, увидели зелёную траву, за снегом надо было идти в горы. Отправились вверх по маршруту, успев попробовать горячий глинтвейн. Останавливались в школах и деревенских клубах. В одном школьном спортзале, Юрий Васильевич опустил волейбольную сетку до пола и лёг в своём спальнике, как пограничник по центру, распределив мальчиков и девочек с разных сторон. Но мы с Юрой Лютером границу нарушили. Поход в горы за снегом был долгий и часто под дождём. Решив разнообразить наше меню, Юрий Васильевич купил в одном селе барашка, выбрав самого упитанного. Несколько километров мы его гнали под дождём, по горам, до следующей стоянки. Когда Юрий Васильевич его заколол и разделал, барашек оказался не барашком, а овечкой с барашком внутри. Девочки отказались от жареного мяса. Многие говорили потом, что долго не могли есть мясо...
Снег в горах мы нашли и встали на лыжи. В график похода мы не укладывались, однажды спускались на лыжах с горы в полной темноте. Съехав вниз, обессиленные повалились на снег, вдруг вышла луна и осветила кресты и могилы, среди которых мы разлеглись.
На маршруте магазинов с вином не было и Юрий Васильевич Каунов, отправился на поезде с паровозом, в Мукачево за вином, взяв с собой нас с Юрой Лютером. Как альпинисту-горноспасателю Каунову в горах проезд был бесплатный, а мы ехали зайцами. Юрий Васильевич сказал, что если мы попадёмся контроллерам, он нас не знает.
Юрий Васильевич Каунов привёл нас в женский монастырь. Правда монашек мы не видели, только тени за стеклянной дверью. Мать настоятельница отвела нас в подвал, где угостила вином, очень многолетней выдержки из дубового сундука, доставая серебряной ложкой вино, в консистенции мармелада.
Спустившись с гор, мы шли по ночному Мукачево, усталые, навьюченные рюкзаками и лыжами, по обеим сторонам дороги, до вокзала, зажигая фальшвееры, освещающие всё вокруг; а по центру дороги шёл Юрий Васильевич Каунов, выписывая сложные зигзаги и посасывая вино из мундштука надувной подушки, притороченной сверху рюкзака, заботливо заправленной вином.
Запомнилась летняя искусствоведческая практика в Ленинграде, вместе с промграфиками, с прекрасным искусствоведом, Щедриной Авророй Заловной. Походы по музеям, театрам и чудесные исторические анекдоты Авроры Заловны - незабываемы. Мы жили в спортзале Института театра, кино и балета, в котором были два входа, с мужской и женской половин общежития. Однажды стайка балерин в трико впорхнула в спортзал, где стояли раскладушки и сидели бородатые мужики в трусах, девушки с визгом бросилась обратно.
Благодарен военруку, который не отправил меня служить майским спецнабором после защиты диплома картографом в Генштаб, с первой формой допуска, как большинство выпускников МХУ. Я договорился в своём военкомате о службе при клубе в зенитно-ракетном полку рядом с домом в Зеленограде. Надеялся легко отслужить с третьей формой допуска, так как на каждого жителя Зеленограда оформлялся допуск по третьей форме. Но, от судьбы не уйдёшь, на сборном пункте оказался полный тёзка, с которым нас перепутали. Волею судьбы я попал на должность прапорщика заведующим чертёжным бюро оперативного отдела штаба 6 корпуса ПВО ОН с первой формой допуска и был «невыездным» до 1990 года.
Борис Николаевич Малинковский всегда режиссировал процесс защиты дипломных проектов. Сначала ставил сильный проект, затем остальные, следя за тем, чтобы интерес зрителей возрастал и в конце - самый интересный проект. Меня он оставил напоследок, впрочем, как и моего брата в 1976 году. Мой проект был комплексом разнообразных детский площадок из нескольких модульных бетонных элементов и металлических деталей. Борис Николаевич, попросил принести на защиту диплома и преддипломный проект. Это был проект детской площадкой с каруселью в центре, сложным рельефом и металлическими элементами абстрактных животных. Я добавил аппликацию из тюля, в сочетании с рисунком цветными карандашами. Дипломный проект я решил сделать с аппликацией из ткани. Нашёл ткань с одинаковым рисунком и шестью разными расцветками. На шести планшетах растительность я сделал тканевой аппликацией, дорисовав карандашом и гуашью элементы конструкций. Из модульных бетонных элементов собирались разные животные, с добавлением металлических элементов. Можно было смонтировать несколько детских площадок. Дипломный проект понравился, председатель дипломной комиссии, профессору Суриковского института Артамонову. Приятно было видеть свой диплом на Юбилейной к 50-летию МХУ выставке в 1975 году. Празднование было в ЦДРИ. Первокурсницы встречали гостей в красных, революционных косынках. Была выставка лучших дипломов и работ педагогов. На этой выставке я впервые увидел замечательную живопись Елизаветы Васильевны Журавлёвой. Торжественная часть прошла в зале, а потом мы сидели в ресторане «Три подковы», вместе с педагогами и выпускниками разных лет. Я сидел за одним столом с Евгением Шукаевым. Рекламный букет сделала одногруппница моего брата Ира, мой вариант Елизавета Васильевна сочла слишком авангардным.
Мой брат, Юрий Сафонов защищался у Бориса Николаевича Малинковского в 1976 году. В это время я работал в рекламе со свободным графиком и неделями торчал в мастерской МХУ, где группа брата работала над дипломными проектами. Юрий выбрал тему передвижной выставки, посвящённой Великим открытиям. Я посоветовал сделать ему проект чёрно-белым с небольшим добавлением золота. Ограниченное полукруглыми белыми стенами пространство сэкспозиционными конструкциями с графичными рисунками парусных кораблей, карт, исторических сюжетов, стеклянными шарами на подставках с моделями парусников, шахматным полом и чёрноым звёздным небом создавали торжественное ощущение. Перспектива состояла из четырёх планшетов и, когда брат стал в произвольном порядке менять местами эти планшеты, начали возникать другие варианты интерьера выставки разной площади. Это повергло зрителей в шок. Выставка была передвижная и могла размещаться в помещениях разной площади. Когда брату предложили распределиться на Дальний Восток, он не отказался. Но потом передумал. Пришлось нам идти к Елизавете Васильевне и просить распределить Юру в Москву, рассказывая, что он собрался жениться и невеста не выдержит разлуки. Брата распределили оформителем на Московский завод «Калибр». Позже Юрий работал в журналах, оформлял и иллюстрировал книги. Работал главным художником журнала «Северные просторы», создав новый логотип журнала. Некоторые книги мы иллюстрировали вместе.
Название училища менялось с годами. Было: Московское областное художественное училище памяти 1905 года. Из выпускников училища сформировалась основа и руководство Областного союза художников. Обычное восклицание выпускников: «Я тебя с тысяча девятьсот пятого года помню!», ставило случайных прохожих в тупик, не понимающих, кто перед ними, то ли, ветераны Русско-Японской войны, то ли, участники первой русской революции?
После окончания училища мы продолжали общаться с друзьями, одногруппникам, однокашниками, встречались с педагогами, заезжая в училище, встречались на выставках, в мастерской Малинковского Бориса Николаевича, отмечая его день рождения. Большинство наших выпускников, завели аккаунты в Фейсбуке, Инстаграме, Оля Бай создала группу в Фейсбуке «МХУ памяти 1905 года. Воспоминания». Потом добавились подгруппы: «Худсовет» и «Дела семейные», так как семейные пары образовывались в МХУ часто. Оля тоже вышла замуж за Володю Бай. Оля была знакома с моей супругой, Лерой Воробьёвой, ещё по художественной школе на Кропоткинской, как и с её старшей сестрой Инной Воробьёвой. В группе было несколько сотен выпускников училища. Это позволяло общаться в мессенджере, следить за творчеством друзей, выкладывающих свои работы. Приглашать на выставки. Объявлять большой сбор по поводу приезда выпускников из других городов и стран. Мы собирались в ресторане «Грабли» на Пятницкой несколько раз большими компаниями по случаю приезда Салавата Негматова О-73 из Набережных Челнов, Миши Соломонова Г-73 с женой из ФРГ. Собирались выпускники разных лет, виртуально передружившиеся за эти годы. Саша Парол, Игорь Смирнов и остальные сдвинув столы в «Граблях» отмечая встречу могли мощно спеть хором, вызывая интерес остальных посетителей. Собирались на юбилейных мероприятиях в ЦДРИ, в 1975 году, в 1980 году. Собирались на юбилейной выставке к 90-летию МГАХУ памяти 1905 года, на Кузнецком мосту, 20. После каждой встречи большинство участников выкладывали фото и видео отчёты. Встречались на коллективных и персональных выставках друзей. На своей персональной выставке, Юра Богачев, рассказывал мне, что педагоги по композиции и книжной графике приносили мои книжные и журнальные обложки и иллюстрации в качестве примера на занятиях по композиции в Полиграфическом, когда Юра там учился. Сергей Колокольчиков организовывал выставку юбилейную в ЦДХ, где был накрыт стол и собралось очень много выпускников МАХУ. Трудно было узнать изменившихся друзей с бородами, лысинами, раздавшимися вширь... Потом многие выложили фото и видео этого события. Собирались в МАХУ на юбилеях, выставках педагогов. Очень много материалов накопилось в группе «МХУ памяти 1905 года. Воспоминания». Жаль, что Фейсбук, ополчился на Россию и на русских... Многие выпускники имеют аккаунты в Одноклассниках и ВКонтакте. Многие ученики разных лет приехали проводить в последний путь Бориса Николаевича Малинковского, были на его выставке в ЦДРИ, организованной его дочерьми, смогли купить, изданную ими книгу «Палитра Бориса Малинковского». Виртуальная жизнь не заменяет собой реальную, но позволяет общаться выпускникам в режиме реального времени. Есть и группа «МХУ памяти 1905 года» ВКонтакте. Правда здесь гораздо меньше участников. Греет душу, когда более молодые художники, добавляясь в друзья, пишут: что я вырос на ваших иллюстрациях...
В своё время я предлагал Оле Бай, кроме группы в Фейсбуке , учредить «Международную Ассоциацию Выпускников Московского Академического Художественного Училища Памяти 1905 года». Правда, возраст, дети, здоровье, не позволили нам потянуть этот проект, но может молодые выпускники, к 100-летнему юбилею родного училища, смогут это сделать. Почему международный, часть выпускников живёт и работает в разных, бывших союзных республиках, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Лев Алимов, почётный академик РАХ, в Беларусии, Миша Соломонов, Саша Стрельников в Германии, много выпускников в Израиле и других странах. Эту ассоциацию можно учредить на правах творческого союза. Такая ассоциация может функционировать как например, Творческий Союз «Фотоискусство», полностью виртуально. С оплатой вступительных и членских взносов, с созданием сайта, рассылкой удостоверений, с базой и юридическим адресом в училище.
Всё меньше остаётся нас, тех, кто помнит костры во дворе старого здания МАХУ, в которых горели: холсты, подрамники, планшеты, картонки, рисунки, макеты декораций, архитектура малых форм, не забранные из мастерских после окончания каждого семестра. Уже и старые выпускники не все помнят: как мы фиксировали холсты и планшеты на больших мольберта с помощью табуреток. Трудно представить молодёжи сложно закрученные огромные очереди в Сретенских переулках поступающих на предварительных просмотрах. Как любил повторять на встречах с поступающими, Дмитрий Андреевич Воронцов: «Нас было много на челне...».