Я всегда с огромной благодарностью вспоминаю академическое училище памяти 1905 года и своих любимых педагогов: Виктора Алексеевича Шестакова и Владимира Николаевича Мюллера. Около 60 лет прошло с тех пор, но как живые возникают в моей памяти их благородные, светлые образы. Это были люди, которых я так любила, которые так любили меня и оказали огромное влияние на дальнейшую мою жизнь, судьбу. Их уже давно нет на этой земле, но память… она постоянно возвращает меня в те далёкие, пятидесятые…
Я была знакома с Якубом. Он жил на проспекте Мира, тогда 1-ая Мещанская, в огромном деревянном доме, расположенном в Ботаническом саду. Большие окна дома выходили на проспект Мира, а другие окна Грохольский переулок. Якуб жил там с женой и сыном Андреем. Андрей был очень красивый, в него были влюблены все девушки кроме меня, я была постарше. Художником он не стал, кажется, работал шрифтовиком. В том же доме жил мой дядя Кудряшов Владимир Васильевич, профессор, заведующий кафедрой в МГУ, одно время он был также директором Ботанического сада. Мы все были очень дружны. Когда в училище проходили вечера, они помогали мне сооружать карнавальные костюмы. Моего отца репрессировали и расстреляли, и жили мы очень бедно, поэтому они помогали мне. Якуб был очень интересным, самобытным человеком, любил выпить, как и все художники, но делал это красиво. Весёлая семья. В 1953 году поступила в МГУ, но не прошла в училище. Стала брать у Седовой частные уроки, и через год сдала экзамены на все «5», а до этого были «1». Такое тогда было возможно. Потом вышло постановление, что можно учиться только в одном учебном заведении, меня вызвали в деканат и там, и там, объявили, что надо выбирать. К ужасу родных я выбрала Училище.
В.А.Шестаков, Заслуженный деятель искусств, главный художник Ленкома, был человеком большой культуры, доброты и знаний, обладал необыкновенным чувством такта. Закончил три разных института, включая Консерваторию; но никогда об этом не говорил, не гордился (я об этом узнала позже, когда подружилась с ним). Если бы ни он, не знаю, как сложилась бы моя судьба. После 2 курса неожиданно закрывается на один год театрально-декоративное отделение, во главе которого был В.А.Шестаков. Что делать? Педагогическое отделение меня не интересовало, я уже была «больна» театром и мечтала стать театральным художником. В училище работал театральный кружок под руководством А.П.Стацкевича, я постоянно играла в любительских спектаклях (была героиней: Настя в «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Островского, в пьесе «Твой путь» Розова).
Родной брат мой учился на актёрском факультете в Щепкинском училище – у В.Н. Пашенной. Дома у нас – постоянные разговоры об интересных спектаклях, выставках; мы просто купались в искусстве, им жили. И вдруг... Мне посоветовали обратиться к В.А.Шестакову. Я очень волновалась, но всё же рискнула с ним поговорить. И что же? Виктор Алексеевич сочувственно отнёсся к моей просьбе, а когда узнал, что я ещё учусь в МГУ на заочном отделении филологического факультета то тем более посмотрел на меня с большим уважением и теплотой, немедленно пошёл в учебную часть и договорился, что он зачислит меня на 4 курс с досдачей экзаменов за 3 курс. Так я стала его ученицей. Какое это было счастье! Дело было за малым. Конечно, пришлось многое досдавать, в том числе русский язык и литературу. Не смотря на то, что я училась на филфаке МГУ, меня не освободили. С тех пор я знакома с Маргаритой Вахитовой. А ещё я дружила с Линой Рудольфовной, иногда она даже ночевала у меня, навещала она меня и в роддоме. Я спокойно справилась с неожиданными экзаменами кроме двух: истории архитектуры и анатомии. Ни на одной лекции по этим предметам я не была и ничего не знала. С грехом пополам на третий раз я сдала анатомию. Моя мама, в своё время закончившая биофак МГУ и до болезни преподававшая именно анатомию в старших классах, была страшно мною недовольна. А с архитектурой мне просто повезло. Тамара Элиава (учившаяся двумя курсами младше) была близкой родственницей В.Б.Топуридзе. Она переговорила с ним, и он, не спрашивая меня, поставил мне в зачётку «четвёрку».
В сентябре я стала студенткой четвёртого курса театрально-декорационного отделения. И ещё одним счастьем стало то, что я познакомилась с В.Н.Мюллером, профессором ГИТИСа, преподававшим у нас «Технику сцены» и руководившим работой художников с режиссёрами – студентами – выпускниками ГИТИСа. Вскоре я подружилась с ним и с его очаровательной женой – Юлией Павловной, бывшей в молодости актрисой немого кино. Была принята в их дом, как родной человек. Своих детей у них не было, позже им захотелось удочерить меня, но я, преданно и страстно их любя, должна была им в этом отказать – не могла же я бросить свою больную маму.
Работа с режиссёрами захватила меня полностью. Виктор Алексеевич был счастлив, что я его не подвела, что он во мне не ошибся. Кстати, после окончания училища я - единственная, кто работал по полученной специальности. Во время учения я буквально забрасывала черновыми эскизами во время просмотров весь пол аудитории. И тогда Виктор Алексеевич посоветовал мне купить побольше обоев и на обратной стороне делать различные варианты эскизов. Я так и сделала. Однажды, когда весь пол в ГИТИСе я устлала своими работами к «Огненному мосту» (дипломный спектакль режиссёрского факультета ГИТИСа), руководитель курса А.Д.Попов обратился ко мне: «Ну, Татьяна, рассказывайте…». Я очень волновалась: «Бе…ме…». И тогда Попов изрёк: «Н-да, художник – что собака, смотрит умными глазами, всё понимает, а сказать ничего не может». Я стояла красная, как рак. Зато потом тщательно продумывала, что надо будет говорить во время просмотров. А В.Н.Мюллер две работы взял себе на память и попросил их подписать. Эти два эскиза были выполнены в конструктивной манере, т.к. я в то время была увлечена графикой архитектора Чернихова.
Надо отметить, что Шестаков и Мюллер были очень тактичными педагогами, старались развить в студенте его индивидуальное видение и умение найти декоративное решение спектакля, не навязывая ничего своего. Поэтому художники получались очень разные, каждый со своим творческим почерком.
Однажды в гостях у Мюллеров Владимир Николаевич спросил меня о увиденном мною вчера спектакле. Я ответила, что спектакль мне не понравился. И тут Владимир Николаевич вспылил, что редко с ним происходило: «Танька, прекрати со мной на «кухонном» языке говорить. Ведь я тебя спрашиваю не о щах, а о спектакле. Изволь ответить мне на профессиональном языке. Обоснуй свою мысль, что было тебе интересно, что – нет, почему и отчего». Я запомнила это на всю жизнь. Владимир Николаевич и Юлия Павловна были необыкновенно добрыми и отзывчивыми людьми. Они относились к той плеяде интеллигенции, которой теперь почти не осталось. Они не терпели фальши, лжи в людях. В военные сороковые с Владимира Николаевича было снято профессорское звание (Мюллер – немецкая фамилия), лишь в 50-е годы восстановленное. А ведь в военные годы во время бомбёжек он дежурил на крыше Большого театра. «Друзья» же днём, увидев Мюллеров на улице, спешили перейти на другую сторону, чтобы не подать им руки, вдруг кто-то увидит и донесёт в органы. Какое жуткое было время... А они, вспоминая об этом, светло улыбались, без обиды и злобы, без осуждения.
Когда был закрыт Еврейский театр и «уничтожен» его главный режиссёр С.М.Михоэлс (1948), кто протянул руку помощи Нине Михоэлс, выброшенной органами на улицу? Два человека, которые не испугались ничего и никого. Один из них – Ю.Завадский, взявший без экзаменов на свой режиссёрский курс Нину. Другой – В.Н. Мюллер с Юлией Павловной, приютившие Нину у себя. Она и ночевала у них, и обедала. Это были благородные поступки благороднейших людей того времени! И сколько ещё было подобных поступков!
1957 год. В самый разгар подготовки к диплому от нас уходит очередная мамина сиделка (у мамы развивалась болезнь Паркинсона). Я засела дома. Защита моего диплома отодвигалась на 1958 год. Катастрофа! Что делать? И тогда «Технику сцены» Владимир Николаевич приезжает принимать ко мне домой! Во Владыкино! Ему 70 лет! Не пользуясь никогда такси, он на пыльном, старом автобусе (№24) приезжает. Сколько было радости от неожиданной встречи. Мы попили чаёк, обо всём переговорили, я познакомила его со своей мамой. Конечно, никакого экзамена я не сдавала, так как знала всё, изучала по его кандидатской диссертации. Поставил мне «5» и уехал. А я даже не проводила его до остановки, т.к. оставить маму одну даже на 20 минут не могла. Он всё понял. Я из окна смотрела на удаляющуюся фигуру дорогого мне человека и плакала. В этот же вечер Владимир Николаевич позвонил Виктору Алексеевичу, рассказал ему всё о моём житье-бытье, и утром они вместе пошли в учебную часть и добились разрешения для меня делать диплом дома: макет, эскизы декораций и костюмов для спектакля по пьесе «Каменный властелин» Леси Украинки.
Закипела работа, я всё успела сделать и на такси привезла в училище. Блестяще защитилась, получила «5», заслуженную! Владимир Николаевич и Виктор Алексеевич были счастливы, поздравляли меня, расцеловали. Но, увы, мы все порадовались рано. Следующий экзамен – декоративная живопись. Я в ней ничего не понимала, сдала очень плохо, еле натянули тройку. Шестаков и Мюллер ничего не могли понять, у них в голове не укладывалось, что я споткнусь на этом предмете, но исправлять что-либо было поздно. И тогда, скрепя сердце, вынуждены были оценку за диплом исправить на 4. Сейчас, вспоминая об этом, я смеюсь, т.к. именно в декоративной живописи я снискала себе «славу». Но, тем не менее, только у одной меня из группы в дипломе было написано, что я получила специальность художника-декоратора.
После окончания МОХУ я, как банный лист, крепко приклеилась к ГИТИСу. Сколько дипломных спектаклей я оформила на режиссёрском факультете, работая с такими режиссёрами, как А.Д.Попов, М.И.Кнебель, Ю.Завадский, Петров, Гончаров... Уже в 1958 году я была художником-постановщиком дипломного спектакля Л.Хейфеца - «Коллеги» В.Аксенова (курс Попова и Кнебель). Спектакль шёл в Учебном театре ГИТИСа, а все декорации были изготовлены и расписаны в мастерских театра «Моссовета». И ещё один спектакль, оформленный мною, был исполнен в этих мастерских - «Таня» Арбузова для Московского областного драматического театра. Все остальные спектакли оформлялись только мною.
В сентябре 1957 года я принята в Малый театр, в живописный цех, в котором проработала 8 лет с окладом 69 рублей. Это были самые неинтересные годы. В цеху – строгая субординация. Я самостоятельно не работаю, хожу в помощниках то на аппликационных задниках, то на росписи костюмов. Спасает ГИТИС, где я продолжала оформлять дипломные спектакли режиссёров: на курсе Завадского - «Маленькие трагедии» Пушкина, курс Петрова - «Жизнь Томаса Моора» Болта, курс Гончарова - «Старик» Горького, «Страх и отчаяние в Римской империи» Брехта, «Вишнёвый сад» Чехова и другие. Зато в театре я обрела двух подруг на всю жизнь: Юлию Михайловну Волкову, жену главного художника Малого театра, благороднейшего человека, Народного художника СССР Б.И.Волкова и Лиду Соостер.
В 1964 году я по конкурсу поступаю на телевидение в живописный цех художником-декоратором с окладом 120 рублей. Вот здесь и началась моя деятельность как художника-декоратора и художника-постановщика. Одновременно с этим делаю много работ на стороне. Под г. Горьким в большом Дворце культуры я оформила и исполнила роспись декораций и костюмов к спектаклю «На дне» М.Горького. У нас с режиссёром Тимофеевым (не помню его имени), выпускником ГИТИСа, было совершенно принципиальное решение: все декорации и костюмы из холста и мешковины с аппликацией атласом, росписью фунтиком с рельефной пастой. Очень получились эффектные костюмы, такие интересные, что Народный артист Горьковского драматического театра Самойлов, приехав на премьеру, заключил договор с театром, что как только они отыграют спектакль, Горьковский театр покупает у них все костюмы. Мне было это очень приятно. С заведующим живописным цехом Ходыревым В.В., выпускником МОХУ, и с Р.Казачеком мы постоянно оформляли спектакли-сказки для Кремлёвских ёлок. Для Нальчикского театра я разработала и исполнила всю «одежду сцены»: задник, кулисы и занавес в национальном стиле.
На телевидении открылась цветная студия на Шаболовке, и главный художник А.Чистов, тоже выпускник МОХУ, сразу же предложил мне по договору оформить две детские музыкальные сказки: «Веснянка» и «Зимушка-зима». Я же их и расписала. Концерты получили много положительных отзывов, а «Зимушка» попала в Золотой фонд кинотеки ТВ.
После этого я оформляю спектакль «Необыкновенная история» по Лескову с артистами театра Красной Армии. Во время росписи декораций со мною произошёл трагикомический инцидент. Надо было написать большой иконостас (для сцены венчания в церкви). В цеху весь пол был заложен фундусными станками. Я попросила иконостас поставить вертикально. Перед ним был поставлен большой стол, на нём – поменьше, а сверху – стул. Держа в одной руке палитру, в другой – кисти, я взгромоздилась на свой пьедестал и начала писать. Увлеклась, захотела посмотреть со стороны свою роспись, шагнула назад и – сверзилась, к счастью, не на пол, а в бочку с чёрной клеевой краской, встав ногами (слава Богу, не головой) на её дно. Все в ужасе подбежали ко мне, волнуясь, что я вся расшиблась. Но со мной ничего не случилось, кроме того, что я вся была выкрашена в чёрный цвет. Так я сама сбросила себя «со своего пьедестала».
Но я возвращаюсь в 1957 год, такой радостный и неожиданно-невероятно грустный. Смерть любимого педагога – друга В.А. Шестакова. Для меня это было большими и горькими утратой и потерей. Остался теперь рядом, всегда со мною, В.Н.Мюллер со своей женой Юлией Павловной. Во Владыкине ни у кого нет телефона. Телефонная будка есть, но далеко от нашего дома и с постоянными очередями. Мюллеры, волнуясь, забрасывают меня трогательными, трепетными записочками, открытками, письмами. Я отвечаю тем же. Когда брат дома, я с Владимиром Николаевичем хожу на выставки, в музеи, театры, в музейные запасники, он знакомит меня с интересными людьми. Так я попадаю с Владимиром Николаевичем в квартиру братьев Стенбергов. Владимир Августович с антресоли снимает одну работу за другой. Такого я ещё ни у кого из художников того времени не видела. Ухожу совершенно потрясённая, ошеломлённая.
1957 год. Фестиваль – это вторично прорубленное в Европу окно. В Москве – нарядно, весело, народно. По очереди, оставаясь с мамой, мы с братом носимся по Москве, чтобы ничего не пропустить, побывать везде и всюду. Я смотрела многие спектакли иностранных трупп по билетам (Владимир Николаевич достаёт через ГИТИС) и без: смотрю из суфлёрских будок, от осветителей, присоединяюсь к иностранным делегациям, которых не пересчитывают по пальцам, как это было принято у нас (словно рогатый скот).
В Малом театре я видела все спектакли Жана Луи Барро с восхитительной мадам Рено; все спектакли Эдуардо де Филиппо; в Вахтанговском – всего Брехта и «Макбета» в современной интерпретации англичан; во МХАТЕ – французов и Марсель Марсо; в Большом театре – « Жизель» (Франция); в филиале Большого – «Волшебный стрелок», позже – оперы с Марио дель Монако. С Владимиром Николаевичем была на закрытой выставке скульптора Эрзи.
Однажды Владимир Николаевич с Юлией Павловной ведут меня в театр С.В.Образцова, в котором играли румынский спектакль «Цэндэрикэ на палочках». С.В.Образцов называет Владимира Николаевича «отцом». После спектакля Образцов, неожиданно посмотрев на меня, вдруг обращается к Владимиру Николаевичу: «Отец, отдай мне свою Татьяну. Я научу её «дрыгать» плечиками и введу её в свой «Необыкновенный концерт». Она такая смуглая, вылитая цыганочка. Отдай Таню мне». На это Владимир Николаевич отвечает: «Нет, Серёжка, таких Танек не отдают. Она – навсегда моя». Все долго и весело смеёмся. После этого Мюллеры стали брать меня с собой к Образцову на ужин, чаепитие: интересные разговоры, много смеёмся, иногда грустим. Владимир Николаевич обладал феноменальной памятью. Иногда Образцов звонит Владимиру Николаевичу: «Отец, ты не помнишь, куда я поставил такую-то книгу. Она мне очень нужна, а найти не могу». И не было ни одного случая, чтобы Владимир Николаевич не ответил бы и не сказал, в каком шкафу, на какой полке стоит книга.
Работая в Малом театре, зная, что после работы я, как сумасшедшая, мчусь, как можно скорее домой – отпустить мамину сиделку; Мюллеры, скучая по мне, перенесли свой обед на время обеденного перерыва в театре и, пробегая мимо Большого, оказывалась у них дома. Обед уже ждал нас на столе. Пообедав, поговорив, всё обсудив, я возвращалась на работу в театр. Когда мой брат был свободен, я, конечно, мчалась к своим любимым людям. Мы слушали Вагнера, занимались разборкой книг (что-то дарилось мне), газет. Потом Юлия Павловна идёт на кухню – готовить ужин и, подмигнув мне, говорит: «Ну, я пошла, а вы пока «развращайтесь», т.е. делайте фотографии с Таньки. А когда я уходила, мне давалась огромная упакованная кипа газет для растопки дров в печке.
А вот в 1963 году между нами произошла размолвка. Я родила дочь Настеньку, и Владимир Николаевич не хотел этого мне простить. «Что ты наделала? Теперь ты не станешь художником. Тебя съест быт, постоянные заботы, пелёнки, ещё вдруг располнеешь!?». Сколько же усилий приложила Юлия Павловна, чтобы примирить его с мыслью, что их Танька стала мамой. Мне в то время было 30 лет. А перед этим они были озабочены тем, как бы меня удачно выдать замуж. Обязательно – за режиссёра, но в возрасте, чтобы он был для меня авторитетной личностью, чтобы мне всегда было с ним интересно, «а то Танька сбежит». А для меня такой авторитетной личностью на долгие годы был сам Владимир Николаевич. Лишь в 1968 году я встретила своего будущего мужа, и вовсе не в театре, и вовсе не режиссёра, а оператора на ЦТ – Халюзина А.Г. Но, увы, Мюллеры с ним не были знакомы, а жаль...
Память… Как часто неожиданно, иногда заставая меня врасплох, она переносит в то далёкое прекрасное время, время мечтаний, увлечений и надежд, вызывая то слёзы, то растерянную улыбку. Но возвращаюсь к работе на ТВ и встрече с В.Я.Левенталем в Останкино. Все задники к балетам пишу я. Задники огромные: 11 на 102 метра; с первым задником к «Петрушке» Старвинского происходит «беда». Я всё написала, откатываю тележку с вёдрами красок, неудачно разворачиваю, и… ведро с кислотным анилином родомином опрокидывается на «небо». Огромная красная лужа в самом центре полотна! Через четыре часа придёт художник… Вечером съёмка! Прямая трансляция в Париж (юбилей Дягилевских сезонов). Ужас! Все так и ахнули! Я включаю ветродуй, а потом начинаю писать, писать, писать…пульверизировать… Волнуюсь очень. Вот приходит Левенталь с оператором Р.Кефчияном, поднимаются на колосники, и вдруг сверху Валерий кричит; «Татьяна! Прекрасно! Как Вы добились такой искристости и свечения в небе? В чём секрет Вашего письма?». Уф! Я облегчённо вздыхаю и, задрав голову вверх, кричу: «Валерий, извините, но это моя маленькая профессиональная тайна». С этого и началась моя дружба по работе с Левенталем и Кефчияном. Задник для спектакля «Вешние воды» с М. Плисецкой и И. Смоктуновским (от автора) был неоднократно использован в других передачах к месту, а чаще не к месту. В это время к нам в живописный цех перешла из Большого театра Заслуженный деятель искусств театральный декоратор Т.А.Дьякова (из первого выпуска Училища). Завистники мои злорадствовали, наконец-то Татьяну спихнут с пьедестала - конечно Левенталь захочет работать с Дьяковой. Но просчитались. Левенталь заявил, что только с Лебедевой, иначе от отказывается оформлять балеты. А это были: «Пиковая дама»; «Юбилейный концерт с Н. Тимофеевой»; балет-спектакль о судьбе двух русских балерин: Т.Карсавиной. и О.Спесивцевой, отдельные балеты с участием Н.Тимофеевой. Но я работала и с телевизионными художниками, главным образом, музыкальной редакции: Л.Прокофьевой, Н.Касаткиной, И.Смирновой и др.
А вот во время росписи задника к балету «Адам и Ева» с молодой балериной Н.Павловой со мной произошло что-то невероятное, и тогда мне было не до смеха. Всегда со мною в ночь обычно кто-то оставался из художников, в последнее время, моя молодая подруга – Ольга Салова, с которой я и теперь дружу. Но в тот раз я работала одна. На заднике надо было использовать фрагменты из работ Босха. Я начала спокойно работать, но ночью в огромном цехе было не очень приятно. Я зажгла везде свет и к четырём часам ночи дописала задник. До утра можно и поспать, поставила себе «три стульчика» и легла. Но не тут-то было, заснуть я не смогла. Мне мерещилось, что все босховские чудища, написанные на заднике, поднимаются, и... В ужасе я встала и не поленилась застелить весь «ад» крафт-бумагой, а сверху поставила стулья, лавки, после чего вторично легла «на три стульчика». Утром меня разбудил гомерический хохот: «Лебедева, что это за баррикады?». Я всё объяснила, и мы все дружно посмеялись. Но ночью было не до смеха. Босха после этого я просто возненавидела. Да, Босх – не мой художник.
Работать днём и ночью мне приходилось часто. Работа в ночь не оплачивалась, поэтому с нами рассчитывались отгулами. Иногда я и мои помощники не выходили на работу от зарплаты до зарплаты. Я дружила и работала с другими художниками вне ТВ. Так в 1973 году вместе с В.В.Ходыревым и Т.А.Дьяковой вылетели в Днепропетровск, где открывался новый, только что отстроенный театр с оперы Бородина «Князь Игорь» (художник В.Арефьев). Три летних месяца мы трудились втроём, расписывая все занавесы, задники к этой опере. Арефьев - прекрасный живописный художник, и работать было интересно.
1985 год. Я по состоянию здоровья (частые бронхиты, операции) была «уволена», т.е. сама подала заявление об уходе – по собственному желанию – и оказалась вне всего и всех. Сижу в унынии дома, забившись в угол. А в это время «завпосты» многих театров меня разыскивают, звонят на ТВ узнать мой домашний телефон – не дают. Я об этом ничего не знала. Не хочу об этом времени ни вспоминать, ни писать, потому что вскоре в моей жизни случился поворот - я вступила в МОСХ, секция театра и кино, работаю через Московский комбинат (ст. Окружная) по заказам. Образовалась группа художников (М.Мукосеева, А.Кузнецов (выпускник МОХУ на год младше), В.Тараканов) для работы над заказами из Тюмени, куда вошла и я. Много концертных занавесей, оформление праздничных уличных представлений. Сделаны эскизы декораций, костюмов для спектакля «По разным сказкам» и к музыкальному спектаклю – «Муха – цокотуха», премьера которого была в Москве в театре Сац. Все эти работы шли в «авторском исполнении», т. е. эскиз делал кто-то один. А роспись делали вчетвером. Работа была очень интересной и хорошо оплачиваемой. Потом наша группа распалась – ушла я. О причине ухода я рассказала лишь Толе Кузнецову, человеку очаровательному, честному, очень скромному и искреннему, талантливейшему художнику.
Но без работы я была недолго. Организовалась новая группа художников: Марина Макаренко, Б.А.Месерер, В.Тараканов и я. Интересный заказ принесла Марина – предъэкранные занавесы для кинотеатров. Мы по очереди делали эскизы, а выполняли все вместе. Работа была очень интересной, живой. Коллектив был дружный, сплочённый, не было ни ссор, ни косых взглядов, ни дрязг, ни сплетен. Относились друг к другу с большим уважением, теплотой. Обычно окончание работы отмечали в ресторане или, что было чаще, у меня дома. Это было счастливое время.
По моим эскизам мы выполнили следующие занавесы:
1. Кинотеатр « Новороссийск» - два занавеса, один – в духе Чюрлёниса
2. Кинотеатр « Буревестник» - музыкальный занавес
3. Кинотеатр « Звёздный»
4. Кинотеатр « Выхино»
В то же время я выполнила по эскизам Б. Месерера роспись декораций к спектаклю «Круг» в театре Маяковского. В «Современнике» (по эскизам Бергера Б.Г. «Кабала святош» по Булгакову). Выполняла роспись с В.В.Ходыревым для театра имени Моссовета – роспись всех декораций к спектаклю «Вечер» Дударева, в котором главную роль (Мультик) много раз по договору исполнял мой брат – заслуженный артист России В.В.Лебедев.
1992 год. Заказов больше нет. Тогда на холсте я начала писать гобелены по работам известным европейских художников. Написано 8 гобеленов, пять из которых куплено в Россию, а два – в Таиланде. Один из них находится в Музее современного русского искусства. Одновременно я начала писать по бархату розы. Это было не случайно. Я вспомнила о росписи костюмов, об увлечении удивительным немецким течением в искусстве «Biedermeier» с тщательным выписыванием каждого лепестка, листочка в цветах. В мою молодость, надо признаться, это искусство считалось «мещанским». Если бы в моей жизни не было В.Н. Мюллера, я бы прошла мимо многого… Теперь – пишу розы для себя, в подарок друзьям, родным, на продажу. Это очень кропотливое занятие. Бархат – прихотливый материал, требующий во время работы определённого освещения, хороших красок (акварель), кистей (колонок), мало места и, главное, много свободного времени, которого почему-то остаётся всё меньше и меньше. И вдруг, неожиданное предложение от Асии Сафановны Хайретдиновой – сделать тридцать рисунков к стихотворениям Анны Юрьевны Смирновой-Марли. Я о Марли уже всё знаю. Моя дочь исполняет её романсы – песни; и Анна Юрьевна считает Настю лучшей исполнительницей её песен. Я слушаю по радио передачи, посвящённые её творчеству; фильмы…
Я волнуюсь, но пробую себя в графике. И это после монументальной живописи! Что из этого получилось – судить не мне. В моей жизни произошла Встреча на фоне постоянных расставаний. Встреча была не случайной, случайного ничего в этой жизни не бывает. Это был подарок судьбы, такое «скрещение» судеб, жизней… Письма, записочки на обёрточной бумаге, что уж было под рукой, телефонные разговоры. Мы уже не могли жить без постоянного общения друг с другом. И не было помехой огромное расстояние, разделяющее нас. Все эти океаны, моря, реки, горы, когда встретились две родственные души. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Но.… И, подняв глаза к небу, я шепчу: «До встречи, Анна Юрьевна, до встречи!!!».
P.S. В 1938 году моя мама стала снимать на окраине Лосиного острова в деревянном доме одну комнату с маленькой кухонькой. В комнате между брёвен была пакля, чтобы не дуло. Вечером, укладывая нас с братом спать (Вова сразу же засыпал), наша бабушка обычно присаживалась ко мне на постель и начинала или читать, или петь, или рассказывать разные истории. Я засыпала. Она гасила большой свет, зажигала у кроватки маленький ночник и уходила к маме на кухню. Я только и ждала, сразу же садилась в ожидании необъяснимого чуда: на пакле начинали появляться малюсенькие изящные эльфы, с прозрачными крылышками, в разноцветных лёгких туниках и начинали передо мною исполнять грациозный танец. Я, замерев, следила за ними и боялась, как бы они не зацепились за паклю и не сломали себе свою тонюсенькую ножку. Но, как только входила бабушка, они исчезали. Тогда я стала просить бабушку не укладывать меня спать. Она послушалась меня, и чудо с эльфами продолжалось. Однажды бабушка присела ко мне и попросила рассказать, что со мной происходит. Я не удержалась и всё ей рассказала. Как только я открыла ей свой секрет, эльфы исчезли и больше не появлялись. А я так ждала их – этого чуда. Я и сейчас жду…
В моей жизни неоднократно происходили какие-то чудеса. Интересно, какое будет следующее? Я жду…