Новости

Экскурсия по эталонному зданию художественного училища

Ещё на подъезде к училищу его директор Ольга Александровна Гильмутдинова, чтобы сориентировать водителя, описала его как здание похожее на Третьяковскую галерею. Действительно в оформлении фасадов есть что-то общее, но в целом здание Казанского художественного училища - это одновременно и древнерусский терем, и храм искусств. Оно считается архитектурной жемчужиной города Казани, которая, в свою очередь, очень богата на архитектурные памятники разных эпох и стилей. Действительно, построенное в 1900-х годах здание Казанской художественной школы планировалось как эталонное. Изначально в проект заложено наличие большого актового и выставочного залов, музея училища, библиотеки с читальным залом, аудиторий для теоретических дисциплин, аудитории с амфитеатром для изучения пластической анатомии, мастерских, чьи окна выходят на север. Окна третьего этажа расположены немного под углом, что способствует хорошему рассеиванию света, и хотя напоминает теплицу, но, по словам автора проекта, ею и является - теплицей для взращивания художников.

Построенное архитектором Карлом Мюфке, выпускником архитектурного отделения Императорской академии художеств в Петербурге, награждённым за блестящие результаты учёбы пансионерской поездкой по Италии, Франции, Германии и Австрии, здание является воплощением любви к искусству, знания потребностей художественного образования (Мюфке преподавал и директорствовал в школе) и поклонением перед любимой - дочерью смотрителя художественной школы, ставшей впоследствии женой архитектора.

Основанная в 1895 году, Казанская художественная школа в 1904 году уже въезжает в специально отстроенное здание. В 1930-х годах после нескольких реорганизаций Школа переезжает в другое здание, тоже памятник архитектуры, на улице Муштари, д.16. Более полувека в храме искусства располагался учебный корпус Казанского авиационного института. Великое событие произошло в 2004 году - здание снова, не без участия Российской академии художеств, было возвращено художникам. Счастливые преподаватели и студенты КХУ переезжали со своим имуществом в давно требующее капитального ремонта помещение, скорее напоминающее коммунальную квартиру с классическими зелёными обшарпанными стенами, осыпающимися потолками, а навстречу им по лестница сбегала каскадом вода из, в очередной раз, прорвавшейся трубы. И всё-таки это было возвращение домой.

Следующий этап чуда случился в 2018 году, когда президент Республики Татарстан Рустам Минниханов взял под свой личный контроль реставрацию исторического здания. Этому чуду предшествовало другое - в 2012 году директором Казанского художественного училища, к тому моменту прибавившее к своему названию имя одного из первых своих учеников, вернувшегося после Академии в качестве преподавателя, художника Николая Ивановича Фешина, становится Гильмутдинова Ольга Александровна. Именно она и собранный ею административный и педагогический коллективы вынесли на себе тяготы ремонта и реставрации, длившейся в течение шести лет и каких лет: пандемия, СВО, санкции, рост цен на строительные материалы. При этом были сохранены методический фонд, хранящий работы самого Николая Фешина и его учеников, натюрмортный фонд, уникальная библиотека, половина изданий которой датируется до 1950-х годов и другие исторические раритеты. Такое же отношение было и к реставрации: сохранили все подлинное, что можно было привести в порядок: метлахскую плитку в вестибюле, резной портал на входе, витражные окна из лиственницы, вентиляционные решётки и другие элементы декора. Ольга Алесандровна в точности прошла путь Карла Людвиговича Мюфке, который вникал в каждую деталь строительства и собственноручно проверял качество всех строительных материалов, отличаясь при этом безукоризненной честностью. Именно за эти его качества доктор профессор В.И. Разумовский приглашает его, спасая из глубокого отчаяния после безвременной кончины горячо любимой жены и отца, на строительство только созданного Саратовского университета.

Насколько плотными, хоть и не всегда очевидными нитями проникнута ноосфера: Нижегородское художественное училище возобновило свою работу после революции не без содействия Федора Семеновича Богородского, семья которого дружила с А.М. Горьким. Как один из основателей художественного факультета ВГИК, он с особым удовольствием принимал своих земляков, и эта традиция среди выпускников НХУ - учиться во ВГИКе - сохранилась и после его ухода. Он был женат на Софье Васильевне Разумовской. Её сестра Юлия Васильевна Разумовская училась у Кардовского. В моей мастерской, принадлежащей секции театра и кино МСХ, и доставшейся мне после смерти Дмитрия Федоровича Богородского на одной стене висят этюды его отца, сделанные в гостях у Горького на Капри, на другой афиши Юлии Разумовской и выполненный ею скульптурный портрет отца Василия Разумовского. И я училась во ВГИКе у Александра Леонидовича Дудина, выпускника ГХУ 1970 года.

Сейчас через Казанское училище в буквальном смысле проходят силовые осевые линии искусства. Директор Ольга Александровна и заместитель директора по выставочным проектам и многому другому Диляра Хамзовна проводят экскурсии по зданию как для важных гостей города, участников БРИКС, президента Турции с супругой, так и для туристов. Каждому посетителю они не только рассказывают историю Училища и его здания, но и раскрывают философские и художественные идеи, заложенные в архитектурном решении. Не смотря на колоссальную занятость после двухдневного госэкзамена по педагогике у четвёртого курса, между визитом строителя, звонком замминистра и согласованием командировки в Новосибирск две эти миниатюрные, красивые, но абсолютно неутомимые «железные» женщины смогли провести экскурсию и для Московского академического художественного училища в лице его представителей.

Напоминаем - это не музей, это действующее и очень современное художественное учебное заведение!

М.А. Комарова

Казанское художественное училище, вид с улицы
Директор КХУ Ольга Александровна Гильмутдинова начинает свою экскурсию
Резной портал - вход в храм искусств. В вязи букв прочитывается - Казанская художественная школа, Императорская академия художеств, двуглавый орёл, чудом сохранивший свои головы, хоть и потерявший символы власти сидит на атрибутах с герба ИАХ, а ныне Российской академии художеств.
Портал очищен из-под множества слоёв масляной краски, большая часть элементов не прочитывалась
Пол из метлахской плитки - тёмная полоса - реставрационная вставка
Одна плитка вставлена наоборот, чтобы показать печать производителя
Парадная «приглашающая» лестница
Ольга Александровна рассказывает о реставрации и воссоздании элементов перил
Лестничные пролёты. Вид из окон привязан к окнам и декору стоящего рядом здания
Те самые уникальные рамы из лиственницы. Ольга Александровна воспрепятствовала их демонтажу, грозившему полной утрате уникальной столярки. Рамы реставрировались на месте.
Поверженный титан. «Живёт» в училище с первых дней его существования.
Вестибюль второго этажа - игра света на французский и итальянский манер
Диляра Хамзовна рассказывает про поиски местоположения мастерской Фешина
Стенды с историческими фотографиями
Центральная круглая подкупольная зала храма искусств
Центральная круглая подкупольная зала храма искусств
Прорыв вверх - поневоле вспоминаются ракурсные фотографии Александра Родченко - ученика Казанской художественной школы
Коридор третьего этажа
Колодец вниз
Зал украшен скульптурами из металла - была такая специализация на отделении скульптуры
Как и во французском пантеоне - балкон над могилой Наполеона заставляет, разглядывая, склонить голову над могилой императора, так и здесь - каждый смотрит вниз, пусть даже не осознанно, преклоняясь перед искусством
Хранитель фонда Светлана Борисовна показала купол, откуда открывается вид на Казань и Волгу
Бывшая учительская, а ныне приёмная для посетителей
Ольга Александровна рассказывает о значении и реставрации каждого элемента: саламандры появились в декоре после пожара, случившегося во время строительства. Именно тогда пострадавший шатровый купол был заменён на шлемообразный
В одной руке директора телефон - на связи замминистра, в другой латунная трубка с изоляцией, по которой проходила «родная» проводка
Подлинный линолеум одной из аудиторий. Качество таково, что если бы не замена перекрытий, его можно было бы не менять
Художественное, искусствоведческое и педагогическое открытие Ольги Александровны: шмуц-титул подаренной родственниками училищу книги о Родченко по цвету и геометрии идентичен линолеуму. Невольно напрашивается утверждение о влиянии визуальной среды на формирование художника
Музей училища. Работы начала 1900-х годов, выполненные в мастерской Фешина
Работа Николая Фешина. Самая большая коллекция из немногочисленных работ Фешина на территории России находится в Казани. Фешин эмигрировал в 1923 году, и большая часть творческого наследия находится за рубежом. Поэтому каждая его работа уникальна.
Работа Кардовского. Передана в числе методических пособий из Императорской академии художеств открывшейся Казанской художественной школе
Экспозиция музея - работы разных периодов
Мемориальные витрины в музее
Актовый зал училища, где до революции проходили балы
Декор актового зала: снова атрибуты труда художника, саламандры и чертополох - символ творческой стойкости, которая необходима творцу
Читальный зал библиотеки. Мебель и лампы подобраны в стилистике времени строительства здания
Стены читального зала украшают образцы заданий по шрифтовой композиции, которая есть на всех специальностях училища (станковая и театральная живопись, дизайн, ДПИ и скульптура) и призвана формировать графическую культуру начинающих художников
Коридор третьего этажа между мастерскими, одновременно является пространством для методической выставки
Вентиляционная решётка - две целующиеся стерлядки и снова чертополох
Оранжерея для художников - условия для работы просто идеальные
Мастерская на первом этаже
Аудитория для занятий по пластической анатомии - анатомический театр
Пособия по цветоведению - подобные вещи экспонируются в Мюнхенском политехническом музее
Павильон Школы креативных индустрий, которая открыта при училище для детей 12-16 лет по направлениям: анимация, фотография, дизайн и 3D графика, фэшн-дизайн, ДПИ и пользуется большой популярностью
Выставочный зал с камерами для сплошной проекции на три стены, функцией создания аватара. Здесь показывают уникальные цифровые проекты,полностью поглощающие зрителя. Подобные чувства можно испытать в Музеях Кафки и Современной истории в Праге, в Музее Древнерусского искусства в Ярославле. За видео-аудио проектами, возможно, будущее искусства. Также в зале Ольга Александровна проводит занятия по цветоведению, давая студентам по-настоящему почувствовать силу воздействия основных цветов на психику и органы чувств человека. К сожалению, а может быть и к счастью, не было времени и возможности зашторить окна для получения полного эффекта